10.01.2023 20:20
Общество

Почему от квантового компьютера зависит национальная безопасность и когда он появится в России

Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Федеральный выпуск: №3 (8948)
Когда в России появится свой квантовый компьютер? Почему за минуты он способен справиться с задачами, на которые современному суперкомпьютеру потребуются миллиарды лет? Как квантовая криптография может оставить изощренных хакеров без работы?
Руслан Юнусов: Из-за санкций потеряем 1,5-2 года. Но ситуация некритичная. Преодолеем. / Константин Завражин/РГ
Читать на сайте RG.RU

Об этом "РГ" беседует с одним из пионеров создания отечественных квантовых технологий и сооснователем Российского квантового центра Русланом Юнусовым.

Среди важнейших приоритетов технологического суверенитета России названы квантовый компьютер, а в целом квантовые технологии. На них уже выделены многие миллиарды, а в перспективе суммы должны значительно увеличиться. Но почему они выходят на первый план? Чем не устраивают обычные суперкомпьютеры, которые решают задачи с фантастической скоростью 1015 операций в секунду. А уже в планах 1018.

Руслан Юнусов: Конечно, суперкомпьютеры успешно работают в самых разных сферах жизни, но есть много задач, перед которыми даже они пасуют. Сколько бы степеней быстродействия вы ни прибавляли. Вот вроде бы элементарная задача - разложение числа на простые множители. Скажем, 10 делится на 2 и 5. Но если начнете увеличивать число на несколько знаков, то сложность вычисления вырастет многократно. Например, над числом из сотен цифр мощный суперкомпьютер будет возиться несколько миллиардов лет, а возможно, вообще не справится. Квантовому хватит нескольких минут.

Задача коммивояжера не под силу даже суперкомпьютеру

А можно пример задачи из реальной жизни?

Руслан Юнусов: Например, коммивояжеру, чтобы объехать сто клиентов, требуется выбрать лучший маршрут. Вроде бы можно довериться Яндекс.Навигатору. Но он находит хорошее решение, а не самое лучшее. Причем с каждой новой точкой задача сразу усложняется в 10, 100, 1000 и так далее раз. Это специфический класс оптимизационных задач, которые решаются перебором огромного количества вариантов. И здесь квантовому компьютеру нет равных - в сравнении с ним даже самый мощный суперкомпьютер больше напоминает примитивный калькулятор.

То есть квантовые компьютеры не вытеснят обычные, а займут свою нишу?

Руслан Юнусов: Именно так. Назову области применения, которые очевидны уже сегодня. Считается, что квантовый компьютер, манипулируя отдельными атомами, лучше справится с созданием новых материалов и новых лекарств. Он сможет взломать системы современного шифрования, но в то же время квантовая криптография защитит информацию на фундаментальном уровне. Ждут появления полноценного квантового компьютера финансисты и климатологи. Первым он крайне необходим для моделирования рынков и финансовых операций, вторым - для составления более точных сценариев климата и прогнозирования погоды.

Даже самый мощный суперкомпьютер, по сравнению с квантовым, больше напоминает примитивный калькулятор

Но я назвал только то, что мы знаем уже сейчас. Вы удивитесь, но на самом деле мы даже не представляем, на что по большому счету способен квантовый компьютер, в какие сферы он может проникнуть.

Так происходит с большинством прорывных технологий.

Руслан Юнусов: Да, аналогичная ситуация была когда-то с обычными компьютерами. Их авторы создавали устройства под вполне конкретные задачи. Они были уверены, что жителям Земли, чтобы решить свои проблемы, достаточно примерно тысячи таких машин. Однако новые задачи стали расти как грибы после дождя. Если бы в 50-е годы создателям компьютеров сказали, что через 70 лет основные мощности компьютерного времени будут потрачены на игры или на майнинг криптовалют, они посмеялись бы над подобной ересью.

Не сомневаюсь, что такая же история повторится и с квантовыми компьютерами. Эта техника будет совершенствоваться, начнет проникать в самые разные сферы жизни, кардинально их меняя. А когда это произойдет, когда квантовый компьютер станет достаточно мощным, те страны, у которых его не будет, окажутся неконкурентоспособными. А это уже вопрос не только технологического суверенитета, но и национальной безопасности. Поэтому ведущие государства активно включились в гонку, вкладывая в разработки миллиарды долларов.

Корыстный лоббизм под флагом импортозамещения: Георгий Бовт - о предложении запретить параллельный импорт зарубежных компьютеров

Что такое квантовый "рубильник"

Итак, квантовый компьютер сулит революцию, какую когда-то совершил в нашей жизни традиционный. Можно на пальцах объяснить его суть?

Руслан Юнусов: Чтобы было понятней, начну с классического компьютера. Сегодня каждый школьник знает, что для кодирования информации применяется двоичная система с "0" и "1". Они реализуются в транзисторе, у которого есть два положения: "включен" и "выключен". В любом смартфоне таких "рубильников" несколько миллиардов.

Принципиально важно, что в каждый момент времени каждый из миллиарда "рубильников" может быть только в одном положении. Это наименьшая единица информации - один бит. В квантовом компьютере все иначе. Квантовый бит (кубит) может быть одновременно и в состояниях "0" и "1", и во всех их комбинациях. Кубит - это элементарная единица информации в квантовых вычислениях.

Конечно, с точки зрения большинства людей, это звучит совершенно невероятно, но квантовая физика открывает такую возможность. Именно она позволяет квантовому компьютеру за счет параллельного выполнения сразу нескольких операций быстро решать задачи, которые не по силам мощному суперкомпьютеру. Самое главное, что квантовый выбирает из множества вариантов решения по-настоящему лучший, а не просто оптимальный.

Основа традиционного компьютера - кремниевый транзистор, а на чем строится квантовый?

Руслан Юнусов: Здесь пока ситуация неопределенная. Мир еще не выбрал лучшую технологию. Сейчас конкурируют 4 варианта кубитов: на одиночных атомах, ионах, сверхпроводниках, фотонах. У каждой платформы есть свои плюсы и минусы. Возможно, какая-то одна в конце концов вытеснит остальных конкурентов. А может, останутся все, и каждая окажется наилучшей для определенного класса задач.

Ваше превосходство

О фантастических возможностях квантового компьютера говорят лет 40, но вот о кардинальных прорывах не слышно. Зато есть достаточно авторитетные скептики, которые утверждают, что он вообще никогда не будет создан. Что это игрушка, которой морочат голову и умело выбивают огромные деньги, удовлетворяя собственное любопытство.

Руслан Юнусов: Да, такое мнение существует. Но скептики всегда были, есть и будут. Это нормально. Напомню, что сама идея квантового компьютера была сформулирована в 80-е годы, а первые кубиты появились только через 20 лет, на рубеже 2000-х годов. Прошло еще 20 лет, и сейчас лидеры делают вычислители с сотнями кубитов. Что касается глобальных достижений, то за последние годы произошло как минимум несколько. Так, группы в США и Китае смогли достичь так называемого квантового превосходства.

В России официально появится новая "квантовая" профессия

Превосходства над чем?

Руслан Юнусов: Над суперкомпьютерами. Им были предложены тесты, с которыми квантовые, имея всего несколько десятков кубитов, справились за несколько минут. Так вот суперкомпьютерам они оказались вообще не под силу.

Безоговорочная победа? Значит, квантовые машины уже сейчас можно выпускать в "люди"?

Руслан Юнусов: Увы, к этому мы еще не пришли. Да, квантовый победил, но в специальных, абстрактных тестах. А вот для реальных задач в промышленных масштабах он пока не приспособлен. Не может соперничать с традиционными компьютерами. Для этого нужны системы с многими тысячами, а возможно, миллионами кубит.

Но если уже собрали вычислитель из сотен кубитов, почему нельзя, как в конструкторе ЛЕГО, объединить десятки тысяч, миллионы?

Руслан Юнусов: Собрать, конечно, можно, но есть проблема - надежность. И она сейчас является ключевой. Почему? Чем больше мы хотим объединить кубитов, тем сильней они влияют друг на друга. Как следствие, начинают вылезать ошибки. Понятно, что нам нужны точные, безошибочные вычисления. Кроме того, в отличие от работы кремниевого устройства квантовые состояния довольно неустойчивые. Для защиты от разных внешних воздействий необходимы специальные условия.

Все это дает повод скептикам утверждать, что собрать одновременно много кубитов и обеспечить надежность, безошибочную работу такой большой системы никогда не удастся. Либо одно, либо другое. Но с таким же упорством скептики заявляли, что никогда не удастся достичь квантового превосходства, а это произошло. Важно, что таких примеров становится все больше.

Ключевой вопрос
Квантовая криптография обеспечит полную защиту информации. / iStock

У лидеров собраны системы из сотен кубитов, движутся к тысячам, у нас 16. Грустная цифра.

Руслан Юнусов: Год назад, когда у нас было 4 кубита, а у них сотни, я бы признал, что мы сильно отстаем. Сейчас ситуация кардинально иная. Важно, что мы не только достигли 16 кубитов, главное - есть четкое понимание, как к концу 2024 года выйти на сотню, а затем и на тысячи кубитов. А также достичь квантового превосходства.

На самом деле число кубитов - не самоцель. Как я уже говорил, надо иметь не просто много кубитов, а много хороших кубитов. Например, ионный процессор одного из наших зарубежных коллег всего на 20-30 кубитах бьет системы с сотнями кубитов. И мы знаем, как из наших 16 сделать такую же точную систему. Реализовав "дорожную карту", рассчитанную до конца 2024 года, значительно сократим отставание от лидеров. Сейчас разрабатывается новая концепция на период 2025-2030 годов.

Лидеры обещают к 2030 году создать квантовый компьютер, который сможет решать самые разные практические задачи. А что планируем мы?

Руслан Юнусов: Говорить об этом еще рано, работа над концепцией только началась. Ее разрабатывают многие институты, вузы и корпорации. Крайне важно, что мы ощущаем полную поддержку со стороны государства. Все понимают значение этих работ для страны, для ее безопасности и суверенитета.

Как санкции повлияли на наши работы?

Руслан Юнусов: По ряду позиций потеряем 1,5-2 года. Но ситуация некритичная. Преодолеем. Главное, что у нас много талантливых молодых сотрудников, которые, несмотря на все тревоги, продолжают работать.

Визитная карточка

Руслан Юнусов родился в 1976 году в башкирском городе Дюртюли. Окончил с отличием физфак МГУ. Он кандидат физико-математических наук. С 2012 года - сооснователь Российского квантового центра, одного из ключевых в области квантовых технологий. Юнусов объединил в центре более 500 ведущих российских и зарубежных специалистов, создав 19 научных групп и проектов, 8 стартапов, 17 лабораторий. Результаты работы РКЦ признаны в мировом сообществе и опубликованы в ведущих научных журналах, в том числе в Nature и Science. В 2016 году центр вел пилотный проект первой в России линии квантовой защищенной связи между банками, а в 2017-м тестировал первую в стране межкорпоративную квантовую сеть и запустил первый в мире квантовый блокчейн.

Руслан женат, воспитывает шестерых детей.

Наука