Недавно Еврокомиссия разрешила авиаперевозчикам устанавливать на самолеты оборудование, работающее по технологии 5G. Это значит, что в полете можно будет разговаривать по телефону, обмениваться смс-сообщениями и выходить в интернет на очень высокой скорости. В СМИ начали писать о том, что грядет новая эра и скоро пассажирам не придется выключать телефоны перед взлетом самолета. Однако, по мнению экспертов, одно никак не связано с другим.
Действительно, компактные базовые станции - пикосоты, которыми оборудованы некоторые самолеты, позволяют отправлять телефонные звонки и другие данные по спутниковой сети в мобильные сети на земле. Для этого в ЕС еще в 2008 году были зарезервированы определенные частоты, предназначенные для мобильной связи в самолетах. Но речь в данном случае идет лишь о замене уже существующих сетей LTE на 5G. Главное отличие - у технологии 5G более высокая скорость передачи данных, достигаемая за счет большего спектра частот, используемых сетью, и более продвинутых технологий передачи сигнала. Что же касается непосредственно связи на борту самолета, в России, как и везде в мире, она тоже есть, причем давно.
Действительно, один из российских мобильных операторов уже много лет предлагает такой безлимитный тариф для пользования интернетом. По информации на сайте сотовой компании, сеть становится доступна только после набора высоты, и стоит услуга значительно дороже обычного роуминга. Но работать сервис будет только в самолетах с доступом к услугам связи, то есть оборудованных пикосотами. Для наших авиаперевозчиков это редкость.
Так нужно ли выключать телефон в самолете?
Александр Сиволобов:
Есть правило, что при взлете и посадке мобильные устройства следует выключать. Оно обусловлено тем, что в это время телефоны начинают искать соты. После отрыва от земли самолет движется очень быстро, разгоняется до скорости 300-400 км/ч, но при этом еще находится не так далеко от вышек сотовой связи. Чтобы не терять соединение, наши мобильные устройства увеличивают мощность сигнала. Это создает сильное электромагнитное излучение, которое теоретически может быть опасным для систем самолета. Хотя доказательств этого на сегодня нет, как и свидетельств реального ущерба. Но зато эта мера позволяет защитить телефоны от быстрой разрядки батареи и ее перегрева. А ведь некоторые старые модели смартфонов в такой ситуации могут даже взорваться. Так что выключать телефоны при взлете и посадке нужно не только из соображений безопасности - это еще и полезно.
Александр Сиволобов, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха по технологиям беспроводной связи и интернета вещей:
10 лет назад один из крупнейших российских операторов связи реализовал проект по запуску мобильной связи на самолетах одной из российских авиакомпаний. В те времена конфигурация проекта строилась на основе иностранного спутникового оператора и пикосот мобильной связи третьего поколения (3G). Проект разработали, согласовали, реализовали и успешно запустили. Но его так и не масштабировали из-за высокой стоимости всего решения, так что бортов с мобильной связью у нас было очень мало - считаные единицы. Однако серьезных препятствий для повторения проекта нет, причем можно реализовать его с помощью технологий 4G или 5G. Если какой-то авиаперевозчик всерьез этим заинтересуется, получит поддержку Росавиации и минцифры, то все можно решить. Главная российская проблема - спутниковая связь, так что еще потребуется участие подразделений "Роскосмоса". У нас есть соответствующие системы, но они, как правило, очень дороги и не настолько производительны, чтобы поддерживать целый борт самолета. Однако такие проекты в России были, и я уверен, что еще будут, когда найдутся время, силы и ресурсы для пикосот 5G.