В середине декабря член Совета Федерации Андрей Клишас заявил, что в Госдуму внесут законопроект, запрещающий удаленную работу для чиновников, работников транспорта и сотрудников по информбезопасности. В Минцифры с настороженностью относятся к подобным инициативам. В интервью "Российской газете" глава ведомства Максут Шадаев сообщил, что они отслеживают все инициативы по ограничениям для IT-специалистов и относятся к ним с осторожностью.
"Понятно, что люди, которые уехали в первую волну, они работали в основном на зарубежные рынки: геймдев, заказная разработка для зарубежных компаний, массовые продукты для международного рынка… А во вторую волну поехало очень много тех, кто обеспечивает работу платформ, которые поддерживают внутрироссийские сервисы. Не надо ставить вопрос так, что если ты уехал, то ты враг. Надо искать баланс. Уверен, что мы его найдем", - заявил Шадаев.
Критически к инициативам ограничивать отъезд IT-специалистов и их дальнейшую работу относится и глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко. По его мнению, нужно "не добивать уехавших ограничениями", а постараться сделать так, чтобы они хотели вернуться.
"Я абсолютно убежден в том, что уехавших нужно всячески сохранять в нашей экосистеме. Их ни в коем случае нельзя красить в какие-то предательские цвета, никоим образом нельзя дискриминировать. Те, кто уехали, подвергаются и нападкам, и невозможности купить быстро обратный билет, и повышению цен, но это их выбор. Они считают, что там им спокойнее. И если государство начинает придумывать какую-то дыбу или штамп в паспорте, я считаю, что это очень плохой тренд. Даже обсуждать это плохо, уже не говоря о том, чтобы это делать. Потому что таким образом мы покажем, что государство уважает IT-специалистов только на словах, а на деле готово с теми, кто посмотрел в сторону, расправиться. Люди из IT все-таки умеют создавать продукты головой, а для того, чтобы голова работала, должны быть определенные условия. И невозможно их переубедить, что комфортные условия, теплый климат, безопасная среда, высокий заработок - вот мы все это у тебя отнимем, но ты все равно будешь производить хорошие продукты. Не буду. Человек есть человек, он переживает. И это не значит, что на них надо ставить крест, еще добивать их. Если у них все плохо с настроением, это настроение нужно повысить и постараться сделать так, чтобы они хотели вернуться", - заявил Плуготаренко в интервью "РГ".
Существенные риски видит в дистанционной работе для уехавших IT-специалистов глава ГК InfoWatch и АРПП "Отчественный софт" Наталья Касперская. Однако она полагает, что компания способны сами определить подходы к возможности или невозможности работы с такими специалистами.
"Безусловно, у компаний возникают риски. Риски юридические и налоговые, так как по закону через полгода после проживания сотрудника безвыездно за рубежом он перестаёт быть резидентом Российской Федерации и, соответственно, его нужно оформлять в штат как иностранца. Наверное, в случае уникального специалиста эти усилия оправданны. Но если это какой-то обычный программист, то, я думаю, такому грозит увольнение или перевод на договор ГПХ. А дальше - либо поиск работы за границей, что становится все сложнее, либо возвращение на Родину", - отметила Касперская.
Совсем иначе складывается ситуация в индустрии производства вычислительной техники. Там практически не зафиксировано отъезда IT-специалистов. Более того, по словам главы АНО "Вычислительная техника" Светланы Легостаевой, закрытие иностранных компаний позволило усилить кадровый состав российским участникам рынка.
"Сотрудники предприятий нашего сегмента никуда не уехали. Наоборот, российские компании использовали закрытие офисов иностранных компаний в свою пользу, существенно пополнив свой кадровый состав высококвалифицированных специалистов. Сегодня работа в нашей отрасли это - амбициозные интересные задачи, классные команды и достойная оплата труда", - сообщила Легостаева в интервью "Российской газете".