Нарушениям закона, связанным с жилищной сферой, "Российская газета" посвятила "деловой завтрак" с участием прокурора Архангельской области Николая Хлустикова. Встреча прошла накануне Дня работника прокуратуры, который отмечается 12 января.
Николай Николаевич, нередко коррупционные преступления связаны со средствами, которые государство выделяет муниципалитетам на переселение людей из аварийного жилья. Удается ли их предотвратить или вернуть уже украденные деньги?
Николай Хлустиков: Широкий общественный резонанс получили два таких уголовных дела - в отношении главы муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" Алексея Таборова и бывшего главы муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Владимира Рудакова.
Таборов осужден к восьми годам шести месяцам лишения свободы. Он также лишен права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на срок два года.
Глава района наказан за взятку в виде квартиры стоимостью свыше 700 тысяч рублей, полученную от индивидуального предпринимателя за обеспечение заключения с ним муниципальных контрактов на покупку квартир. Они приобретались по программе Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы" за счет бюджетных средств в ранее построенных многоквартирных домах. Предмет взятки - квартира - конфискован в доход государства.
Тем временем в Красноборском районе целая схема была придумана - как "изъять" деньги из казны.
Николай Хлустиков: Бывший глава МО "Красноборский муниципальный район" Владимир Рудаков признан виновным в хищении и покушении на хищение вверенных ему денежных средств при заключении муниципального контракта на приобретение квартир. Кстати, также по программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда".
Более подробно. В 2016 году глава Красноборского района предложил местному предпринимателю за денежное вознаграждение в 100 тысяч рублей обеспечить приобретение администрацией района жилого дома. Жилье принадлежало главе крестьянско-фермерского хозяйства, подконтрольному предпринимателю.
Затем последовали другие эпизоды. В 2020 году правительство региона направило Красноборскому району субсидию на выкуп жилых помещений у собственников в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. В июне 2020 года Рудаков приобрел в Красноборске в подлежащем сносу доме жилое помещение и зарегистрировал квартиру на подставное лицо. Позже он распорядился выкупить это жилье за счет бюджетных средств по завышенной стоимости. Полученные от сделки деньги подставной человек передал главе. Сумма похищенных средств составила 334 тысячи рублей.
По этой же схеме в декабре 2020 года глава похитил из бюджета района 501 тысячу рублей, а в 2021 году пытался украсть свыше 800 тысяч, но не смог, так как на фиктивно приобретаемую квартиру отдел службы судебных приставов наложил арест.
Вину в совершении преступлений обвиняемый признал, его полномочия досрочно прекращены. По приговору суда экс-глава получил четыре года лишения свободы. Но суд посчитал, что эта мера наказания может быть назначена условно с испытательным сроком. Кроме того, экс-главу на три года лишили права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.
Но решение суда было неокончательным?
Николай Хлустиков: Оно было оспорено в связи с чрезмерной мягкостью наказания. Прокуратура предъявила исковое заявление о взыскании с виновного суммы причиненного ущерба в размере 835,5 тысячи рублей. Отмечу, что эти требования суд удовлетворил в полном объеме. Кстати, часть причиненного ущерба - 500 тысяч рублей - Рудаков возместил добровольно в период рассмотрения уголовного дела, часть взыскана с бывшего главы в принудительном порядке.
Если верить статистике, число обращений, связанных с переселением из ветхого и аварийного жилья, растет из года в год.
Николай Хлустиков: За девять месяцев 2022 года в прокуратуру области поступило 778 жалоб - на четверть больше, чем за аналогичный период 2021-го. Подчеркну: государством разработан механизм расселения людей из аварийного жилищного фонда. В настоящее время в регионе по одной программе расселяются дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, по второй программе расселяются дома в Архангельске, сошедшие со свай или подверженные сходу со свай. По этим программам расселено уже более 11 тысяч человек. Но, видя, что соседние дома расселяют, граждане, дома которых в программы не включены, обращаются к нам.
В прокуратуре в первую очередь определяют, есть ли угроза жизни и здоровью людей. Если она существует - дом подлежит незамедлительному расселению. Решая эти вопросы, мы понуждаем органы муниципальной власти предоставить маневренный жилфонд, чтобы люди могли безопасно ждать своей очереди на переселение.
По обращениям мы также отслеживаем ненадлежащее состояние существующего маневренного фонда. В этой связи прокурор Архангельска в судебном порядке обязал администрацию города провести ремонт маневренного фонда и создать дополнительно 370 помещений для него. Администрация выделяет, а также планирует выделение бюджетных средств на исполнение этих решений судов. Отмечу также, что с аналогичными требованиями вынужден был обратиться в суд прокурор Няндомского района.
Отдельная тема - текущее содержание аварийных домов.
Николай Хлустиков: Если жильцы не избрали форму управления многоквартирным домом, мы понуждаем органы власти (а это их обязанность) решить этот вопрос. То есть власти обязаны найти компанию, которая согласится. Если же она берет на себя эти обязательства, то уже не имеет права относиться к дому по остаточному принципу - ведь она получает от жильцов деньги за услуги.
Мы смотрим за тем, чтобы свои обязательства управляющие компании выполняли. Нам, кстати, поступает много жалоб именно по этому поводу - снег не чистят, подъезды не моют. А деньги за это берут. Мы объективно оцениваем то, как складывается ситуация с содержанием домов. Если видим, что деньги собирают, а услуги не оказывают, принимаем меры к тому, чтобы был сделан перерасчет. А если видим, что собранные с жильцов деньги вообще выводят "на сторону", то речь идет уже об уголовной ответственности. Одно из таких дел, кстати, было направлено в суд.
Расскажите, пожалуйста, о махинациях с уже полученным от государства жильем.
Николай Хлустиков: Нередко бывают случаи, когда человек, имея право на получение жилья, распоряжается им необоснованно, продавая квартиру ниже рыночной стоимости.
Подобная ситуация произошла, к примеру, в Ленском районе: житель района из категории детей-сирот получил квартиру по социальному найму, приватизировал ее, а позже под влиянием мошенников продал неустановленным лицам по заведомо заниженной цене. Сравните: при средней стоимости квартиры в селе Яренск (районном центре) 750 тысяч рублей гражданин продал ее за 30 тысяч (согласно договору купли-продажи). Это преступление было выявлено после обращения потерпевшего в прокуратуру области. Сейчас расследование продолжается.
Хочу отметить, что многих людей из-за неосведомленности о ситуации на рынке недвижимости мошенникам удается ввести в заблуждение по поводу стоимости их жилья. Мой совет: если есть сомнения в законности совершаемой сделки, необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.