11.01.2023 12:13
Общество

Сочинец собрал солнцемобиль и построил в своем дворе мини-ГЭС

Текст:  Анна Юркова (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №4 (8949)
Житель Лазаревского района Сочи Юрий Беляев собрал автомобиль на солнечной тяге, чтобы проехать 2700 километров по Казахстану. Изрытые ямами дороги, обожженные зноем степи, неожиданно налетающие ветры - все эти факторы могут легко выбить из колеи даже обычный транспорт, однако "Капля" (так назвал свою тихую машину изобретатель) достойно преодолела марафон, лишь один раз дав хозяину повод понервничать. Сейчас машина целехонькая стоит на крытой парковке. Так сможет ли энергия Солнца стать альтернативой бензину?
Юрий Беляев: Небольшой вес машины, около 250 килограммов, дает преимущество в скорости / Владимир Аносов/РГ
Читать на сайте RG.RU

- Конечно, нет, только дополнительной опцией, - резюмирует Юрий, когда журналисты "РГ" оказались у него в гостях.

Он откидывает тент с "Капли", и мы видим обтекаемой формы, слегка смахивающую на речного малька, футуристическую конструкцию на трех колесах: белый пластиковый корпус, на крыше размещены панели солнечных батарей.

- Небольшой вес машины, около 250 килограммов, дает преимущество в скорости, - добавляет конструктор. - Многие утверждают, что при пасмурной погоде батареи вырабатывают 20 процентов энергии. Ничего подобного. Летом - да, а вот зимой даже у нас, в Сочи, где климат благоприятный, в январе - феврале часто поливают дожди, и система бесполезна.

И все же именно солнечные батареи позволили Юрию заставить собственное жилище работать в автономном режиме. Семь лет назад вместе с женой он возвел каркасный дом на маленьком участке в поселке Якорная Щель, оставалось только провести свет. И каково же было его удивление, когда электросети насчитали за подключение 1,6 миллиона рублей, хотя рядом стояло немалое число трансформаторов.

Астроном из Ростовской области создал обсерваторию на собственной даче

- Я, естественно, возмутился и решил использовать альтернативную электроэнергию (все оборудование обошлось мне примерно в 300 тысяч рублей), - продолжает изобретатель. - У батарей большой срок службы, через 25 лет они теряют лишь 20-30 процентов мощности. Но проблема в дороговизне инверторов и аккумуляторов, которые преобразуют и накапливают электроэнергию, и срок их службы значительно меньше. Плюс их сложно утилизировать: если свинцовые аккумуляторы еще можно сдать в специальные пункты, то литиевые - практически нет.

С тех пор тема возобновляемых источников энергии настолько увлекла Юрия, что он стал потихоньку преобразовывать быт: модернизировал солнечный водонагреватель с вакуумными трубками, сконструировал электросерф, разгоняющийся в море до 35 километров, собрал для друга электротачку с редукторным колесом.

К строительству "Капли" сочинца подтолкнул популярный блогер из Петербурга Никита Поддубнов. В 2021 году Никита отправился на самодельном электрокаре в путешествие по Казахстану. О дорожных приключениях умелец подробно рассказывал на своем видеоканале в соцсетях. Увы, чудо-техника с предупреждающей надписью на багажнике "Прости, быстрей не могу" так и не достигла конечного пункта назначения, намертво заглохнув на затяжном подъеме.

Зато с этого момента родилась идея пройти маршрут снова, да еще устроить нечто вроде соревнований среди энтузиастов из разных уголков России и Казахстана.

После удачного эксперимента изобретатель задумался о конструкции функционального электротранспорта для потребителя

Юрий принял вызов и, конструируя машину, постарался учесть все недочеты организатора. К примеру, каркас сварил из стальной трубы, которая гораздо лучше алюминия выдерживает тряску езды, обшил его пеноплексом, "прослоив" стеклотканью и войлоком, установил колеса с мопеда, а кресло - от спортивного автомобиля. Но самое главное - оснастил широкой панелью солнечных батарей общей мощностью более двух киловатт и емким аккумулятором от электромобиля "Ягуар", обеспечивающего запас хода до 700 километров.

При этом солнцемобиль должен быть автодомом, то есть водитель в случае остановки может в салоне отдохнуть или устроиться с комфортом на ночь. В машине для этой цели предусмотрена полка, на которой можно лежать, вытянувшись в полный рост.

Тюменцы собрали снегоболотоход для друга-охотника, лишившегося ноги

Разгоняется такая техника до 90 километров (что в гору, что с нее), но, чтобы не ставить ее на учет в Госавтоинспекции, скорость ограничена 50 километрами в час. А это, как вы понимаете, в общем потоке не совсем удобно и даже страшновато, когда мимо с грохотом проносится тяжелая фура и затягивает воздушным вихрем громадных колес.

В течение четырех месяцев Юрий Беляев отшлифовывал солнечную "Каплю", тестировал ее в горах Сочи, и вот 12 июня 2022 года вместе с другими девятью участниками международных соревнований прибыл в казахстанский город Уральск, откуда и был дан старт.

- Гонки проходили в несколько этапов - сначала из Уральска надо было добраться до Актобе, затем ехать до Байконура через Аральское море и оттуда, уже не прерываясь, "мчаться" в Алма-Ату, - вспоминает изобретатель. - Конечно, ехали медленно, в основном по обочинам. И не только потому, что мешали общему движению: местами дороги сильно разбиты, в ухабах и грязи. Но я уложился в 17 дней и пришел к финишу первым. Помогли внушительный запас хода и большое количество батарей.

Далеко не всем так повезло. У кого-то в пути часто ломалась рама, сгорали датчики либо мощности батарей едва хватало, чтобы покрыть в день 60-80 километров. Однако все мелкие злоключения с лихвой окупало увлекательное общение с единомышленниками, знакомство с удивительной природой и культурой.

Удивительную мини-гидроэлектростанцию сочинский "левша" собрал в своей домашней мастерской. / Владимир Аносов/РГ

- Осмыслив путешествие, понимаю, что взял с собой много лишнего - те же продукты, которые можно было купить по пути в магазинах, - с улыбкой признается Юрий. - Казахстанские полицейские были настроены вполне миролюбиво и даже охотно сопровождали нас в крупные города. На центральной площади в Актобе мы провели выставку солнечных автомобилей, от желающих прокатиться не было отбоя. Приятно удивило дружелюбие местных жителей. Доходило до того, что останавливаешься на пустой обочине, и тут же сразу со свистом тормозят несколько машин, оттуда выскакивают удивленные водители с пассажирами, сыплют вопросами: откуда, куда еду? Но это еще ничего, порой некоторые специально тормозили меня посередине дороги в небольших городках, чтобы завести разговор.

Кстати, часто одолевали вопросами о продаже машины. Кто-то интересовался просто из любопытства, но были и реальные покупатели. Юрий вспоминает, что в Алма-Ате один мужчина прямо загорелся покупкой и захотел посмотреть "Каплю", но к тому времени ее уже отправили транспортной компанией на родину.

В сборку машины он вложил почти 400 тысяч рублей. В деле конструкция показала себя надежной. И все же это больше шоу-автомобиль. После удачного эксперимента изобретатель задумался о конструкции функционального электротранспорта для потребителя. И как раз сейчас создает его габаритный макет.

ГЭС во дворе

По образованию Юрий - программист, но сейчас все свое время посвящает проектам, связанным с возобновляемыми источниками энергии. В своей мобильной мастерской он показывает главное изобретение - мини-гидроэлектростанцию. Для ее работы нужен ручей и небольшой перепад воды, хотя бы метров пять - в равнинной местности она работать не будет. Поток воды приводит в движение турбину с электрогенератором, и таким образом вырабатывается ток. Общая мощность установки составляет 1000 ватт, этого достаточно, чтобы поддерживать приборы в обычном домовладении.

МикроГЭС (а она легко умещается на столе и переносится двумя руками) уже взяли на вооружение несколько жителей экопоселения Ажек в Сочи и хозяева горных пасек, которые отрезаны от центральных коммуникаций.

Образ жизни Краснодарский край