- Конечно, нет, только дополнительной опцией, - резюмирует Юрий, когда журналисты "РГ" оказались у него в гостях.
Он откидывает тент с "Капли", и мы видим обтекаемой формы, слегка смахивающую на речного малька, футуристическую конструкцию на трех колесах: белый пластиковый корпус, на крыше размещены панели солнечных батарей.
- Небольшой вес машины, около 250 килограммов, дает преимущество в скорости, - добавляет конструктор. - Многие утверждают, что при пасмурной погоде батареи вырабатывают 20 процентов энергии. Ничего подобного. Летом - да, а вот зимой даже у нас, в Сочи, где климат благоприятный, в январе - феврале часто поливают дожди, и система бесполезна.
И все же именно солнечные батареи позволили Юрию заставить собственное жилище работать в автономном режиме. Семь лет назад вместе с женой он возвел каркасный дом на маленьком участке в поселке Якорная Щель, оставалось только провести свет. И каково же было его удивление, когда электросети насчитали за подключение 1,6 миллиона рублей, хотя рядом стояло немалое число трансформаторов.
- Я, естественно, возмутился и решил использовать альтернативную электроэнергию (все оборудование обошлось мне примерно в 300 тысяч рублей), - продолжает изобретатель. - У батарей большой срок службы, через 25 лет они теряют лишь 20-30 процентов мощности. Но проблема в дороговизне инверторов и аккумуляторов, которые преобразуют и накапливают электроэнергию, и срок их службы значительно меньше. Плюс их сложно утилизировать: если свинцовые аккумуляторы еще можно сдать в специальные пункты, то литиевые - практически нет.
С тех пор тема возобновляемых источников энергии настолько увлекла Юрия, что он стал потихоньку преобразовывать быт: модернизировал солнечный водонагреватель с вакуумными трубками, сконструировал электросерф, разгоняющийся в море до 35 километров, собрал для друга электротачку с редукторным колесом.
К строительству "Капли" сочинца подтолкнул популярный блогер из Петербурга Никита Поддубнов. В 2021 году Никита отправился на самодельном электрокаре в путешествие по Казахстану. О дорожных приключениях умелец подробно рассказывал на своем видеоканале в соцсетях. Увы, чудо-техника с предупреждающей надписью на багажнике "Прости, быстрей не могу" так и не достигла конечного пункта назначения, намертво заглохнув на затяжном подъеме.
Зато с этого момента родилась идея пройти маршрут снова, да еще устроить нечто вроде соревнований среди энтузиастов из разных уголков России и Казахстана.
Юрий принял вызов и, конструируя машину, постарался учесть все недочеты организатора. К примеру, каркас сварил из стальной трубы, которая гораздо лучше алюминия выдерживает тряску езды, обшил его пеноплексом, "прослоив" стеклотканью и войлоком, установил колеса с мопеда, а кресло - от спортивного автомобиля. Но самое главное - оснастил широкой панелью солнечных батарей общей мощностью более двух киловатт и емким аккумулятором от электромобиля "Ягуар", обеспечивающего запас хода до 700 километров.
При этом солнцемобиль должен быть автодомом, то есть водитель в случае остановки может в салоне отдохнуть или устроиться с комфортом на ночь. В машине для этой цели предусмотрена полка, на которой можно лежать, вытянувшись в полный рост.
Разгоняется такая техника до 90 километров (что в гору, что с нее), но, чтобы не ставить ее на учет в Госавтоинспекции, скорость ограничена 50 километрами в час. А это, как вы понимаете, в общем потоке не совсем удобно и даже страшновато, когда мимо с грохотом проносится тяжелая фура и затягивает воздушным вихрем громадных колес.
В течение четырех месяцев Юрий Беляев отшлифовывал солнечную "Каплю", тестировал ее в горах Сочи, и вот 12 июня 2022 года вместе с другими девятью участниками международных соревнований прибыл в казахстанский город Уральск, откуда и был дан старт.
- Гонки проходили в несколько этапов - сначала из Уральска надо было добраться до Актобе, затем ехать до Байконура через Аральское море и оттуда, уже не прерываясь, "мчаться" в Алма-Ату, - вспоминает изобретатель. - Конечно, ехали медленно, в основном по обочинам. И не только потому, что мешали общему движению: местами дороги сильно разбиты, в ухабах и грязи. Но я уложился в 17 дней и пришел к финишу первым. Помогли внушительный запас хода и большое количество батарей.
Далеко не всем так повезло. У кого-то в пути часто ломалась рама, сгорали датчики либо мощности батарей едва хватало, чтобы покрыть в день 60-80 километров. Однако все мелкие злоключения с лихвой окупало увлекательное общение с единомышленниками, знакомство с удивительной природой и культурой.
- Осмыслив путешествие, понимаю, что взял с собой много лишнего - те же продукты, которые можно было купить по пути в магазинах, - с улыбкой признается Юрий. - Казахстанские полицейские были настроены вполне миролюбиво и даже охотно сопровождали нас в крупные города. На центральной площади в Актобе мы провели выставку солнечных автомобилей, от желающих прокатиться не было отбоя. Приятно удивило дружелюбие местных жителей. Доходило до того, что останавливаешься на пустой обочине, и тут же сразу со свистом тормозят несколько машин, оттуда выскакивают удивленные водители с пассажирами, сыплют вопросами: откуда, куда еду? Но это еще ничего, порой некоторые специально тормозили меня посередине дороги в небольших городках, чтобы завести разговор.
Кстати, часто одолевали вопросами о продаже машины. Кто-то интересовался просто из любопытства, но были и реальные покупатели. Юрий вспоминает, что в Алма-Ате один мужчина прямо загорелся покупкой и захотел посмотреть "Каплю", но к тому времени ее уже отправили транспортной компанией на родину.
В сборку машины он вложил почти 400 тысяч рублей. В деле конструкция показала себя надежной. И все же это больше шоу-автомобиль. После удачного эксперимента изобретатель задумался о конструкции функционального электротранспорта для потребителя. И как раз сейчас создает его габаритный макет.
По образованию Юрий - программист, но сейчас все свое время посвящает проектам, связанным с возобновляемыми источниками энергии. В своей мобильной мастерской он показывает главное изобретение - мини-гидроэлектростанцию. Для ее работы нужен ручей и небольшой перепад воды, хотя бы метров пять - в равнинной местности она работать не будет. Поток воды приводит в движение турбину с электрогенератором, и таким образом вырабатывается ток. Общая мощность установки составляет 1000 ватт, этого достаточно, чтобы поддерживать приборы в обычном домовладении.
МикроГЭС (а она легко умещается на столе и переносится двумя руками) уже взяли на вооружение несколько жителей экопоселения Ажек в Сочи и хозяева горных пасек, которые отрезаны от центральных коммуникаций.