12.01.2023 15:20
Экономика

Экономист Алексей Зубец - о том, как повлиял на российский рынок уход иностранных компаний

Текст:  Алексей Зубец (экономист)
Одним из наиболее ярких прошлогодних событий стал массовый исход западного бизнеса из нашей страны. При этом его масштабы не стоит преувеличивать: как заявил Вячеслав Володин, в России остались работать без малого 76% иностранных компаний, присутствовавших на рынке на начало прошлого года. Охотно в это верю: исход, очевидно, не затронул компании из нейтральных и дружественных России государств, да и бизнес из стран коллективного Запада ушел далеко не весь. Недавно с удивлением узнал, что знакомой, работавшей на европейскую энергетическую компанию, не пришлось искать новое место - ее наниматели как работали в России, так и работают, и бросать на произвол судьбы свои активы не планируют.
Читать на сайте RG.RU

Понятно, что западный бизнес уходил из России не просто так. Экстренное катапультирование с отечественного рынка имело смысл только как часть общего давления на моральное состояние российского потребителя, чтобы погрузить его в депрессию и вызвать истерическую реакцию ребенка, у которого отняли любимую игрушку. При этом никаких компенсаций российским контрагентам не обещали, но по-видимому, уверили в том, что их отсутствие в России будет коротким, и уже через несколько месяцев они вернутся, когда по украинской теме наша страна пойдет на попятную. Именно поэтому западные бренды, располагавшие торговыми сетями в нашей стране, не ликвидировали их сразу, а сперва просто закрыли свои магазины, предположительно - всего на несколько месяцев.

Что здесь вызывает удивление прежде всего - это полное непонимание состояния российской экономики и уровня конкурентности потребительских рынков, а также убежденность в умственном убожестве российского населения, которое якобы пойдет требовать от российской власти смены курса под угрозой закрытия условного "Макдональдса". Похоже, понимание отечественных реалий в головах западных аналитиков и политиков осталось на уровне 90-х годов.

Представления о России как о дикой стране, где туземцы готовы продать все вокруг и себя самих за стеклянные бусы, сыграло с планировщиками санкционной войны злую шутку. Действительно, некоторое смятение в массовое сознание было внесено, но оно продлилось всего два-три месяца, которые понадобились отечественному ритейлу для поиска новых поставщиков. Задача облегчалась тем, что сам коллективный Запад давно ширпотреб не производит, используя для этого мощности в странах Азии, которые и стали источником необходимых товаров. Более серьезными были опасения на рынке программного обеспечения, однако и здесь ситуация решается, в том числе и за счет клонирования западный продукции. Опять же, и параллельный импорт никто не отменял, а пресечь его коллективный Запад и не может, и не хочет в силу того, что производители больше не готовы нести дополнительные издержки. С этим же связано массовое тихое возвращение западных брендов на российский рынок. Возвращаются разными тропами: через интернет-торговлю, через новых, якобы независимых посредников или же за счет создания в России аналогов, как две капли воды похожих на оригинал.

Так что я бы вообще не стал подбивать число компании с западным участием, ушедших с российского рынка. Цифры, озвученные Вячеславом Володиным, интересные, но реальное положение дел, к счастью, намного лучше. Я бы ориентировался больше на насыщенность российского рынка востребованными брендами, в том числе и западного происхождения. Какая разница, сколько компаний формально ушло из России, если их продукция по-прежнему присутствует на полках магазинов?

Исследование, проведенное по заказу Центрального банка, показало, что по состоянию на осень прошлого года 77% россиян не видели в торговых сетях недостатка в необходимой им продукции. То же самое говорят и данные Финансового университета исследований, проводимых нами в рамках экономического мониторинга. По массовым группам потребительских товаров, таких, как косметика, обувь или одежда, люди не видят дефицита импортной продукции. Более того, спрос на нее сегодня ниже, чем в декабре 2021 года. Поэтому можно сказать, что рядовой российский потребитель ухода западных компаний практически и не заметил.

Товары и цены