Сегодня аналитические возможности экспертных тендерных систем позволяют легко определить потенциальную эффективность тех или иных ниш. По истории участия в тендерах можно судить об объеме той или иной ниши, количестве заказчиков, маржинальности товара и наличии конкуренции. История включает в себя даже документацию: контракты и спецификации по каждому отдельно взятому тендеру доступны любому интернет-пользователю без регистрации и абсолютно бесплатно.
Максимально привлекательными считаются тендеры с минимальной конкуренцией и меньшим снижением цены. Ведь чем меньше соперников, тем ниже вероятность существенного падения стоимости контракта.
Соответственно, можно предположить, что выгодной будет узкая ниша. Это могут быть самые разные по тематике тендеры - от оказания услуг анимации, водолазных работ и поставки сноубордов до ремонта медицинского оборудования.
Но ниша с редкими товарами и услугами не всегда перспективна. Низкоконкурентными бывают закупки, требующие определенного уровня квалификации или действующие на территории определенного региона.
Следует различать типы ниш, ведь от этого показателя зависит успешность торгов. В низкочастотной нише рынок сформирован не полностью, а значит, количество торгов и участников небольшое. Это говорит о низкой конкуренции и дает вам больше возможностей для старта. В высокочастотной нише все с точностью до наоборот: спрос очень велик, рынок сформирован, но участник торгов должен быть готов к огромной конкуренции.
Специфической, но довольно прибыльной считается сфера капитального строительства. Участвуя в тендерах по этой тематике, нужно особенно тщательно следить за ценообразованием. Часто происходит так, что после подписания контракта себестоимость сметы по отдельным позициям увеличивается в несколько раз и поставщикам приходится работать себе в убыток.
Система госзакупок неплохо стандартизирована, что позволяет не только легко находить конкретные товары, но и анализировать целые товарные группы, а также просматривать смежные ниши. Классифицировать тендеры можно по наличию сезонности, уровню конкуренции, спросу в конкретных регионах и другим показателям. Эти данные позволяют открывать для себя новых заказчиков и участвовать в тендерах с адекватным уровнем конкуренции.
Даже несмотря на сжатый объем предложений и наличие логистических издержек ниша может оказаться прибыльнее благодаря адекватной конкуренции.
Что касается логистических сложностей, то текущий уровень цифровизации экономики и развитая система курьерских служб экспресс-доставки позволяют беспрепятственно поставлять товары в самые отдаленные уголки страны. А современная система электронного актирования в госзакупках дает заказчикам и поставщикам возможность обмениваться документами в электронном виде, что значительно экономит время.
Поэтому, если вы привыкли поставлять товары или услуги только в рамках своего региона, стоит задуматься о расширении бизнеса за его пределы.