12.01.2023 19:20
Культура

Режиссер Евгений Григорьев: Екатеринбург - третий город России по числу театров, актерский ресурс очень большой

Свердловская киностудия переживает второе рождение
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №6 (8951)
Для Екатеринбурга 2023 год вдвойне юбилейный: 300-летие отметит уральская столица и 80-летие - Свердловская киностудия. Ее марка стояла на таких фильмах, как "Сильные духом", "Угрюм-река", "Безымянная звезда", "Зеркало для героя", здесь работали Иван Правов, Леонид Оболенский, Ярополк Лапшин, Владимир Хотиненко, Валерий Усков, Алексей Балабанов, оскаровский лауреат аниматор Александр Петров... Сейчас после долгого молчания студия готова к перезапуску. Мы беседуем с ее художественным руководителем, режиссером Евгением Григорьевым ("Рок", "Подельники").
Съемки фильма "Сломя голову" шли и на высоте 188 метров - в открытом бассейне небоскреба "Высоцкий". / Предоставлено пресс-службой Свердловской киностудии
Читать на сайте RG.RU

Министерство культуры объявило перезагрузку студии. Что это означает?

Евгений Григорьев: Когда-то здесь снималось до 10 игровых фильмов в год. К моменту перезагрузки не было ни одной современной кинокамеры, и хорошо, если снимался один фильм за десять лет. Министерство культуры поставило задачу вернуть студию к жизни - снимать фильмы игровые, документальные, анимационные. А для этого нужна инфраструктура: съемочные павильоны, оборудование. Нужны люди, способные работать в кинопроизводстве.

За эти полтора года мы запустили в производство 11 картин. Одна, "Сломя голову" в моей режиссуре, уже снята. Режиссер Ксения Охапкина делает живой непарадный портрет Екатеринбурга - "Код города". Стартуют съемки "Длительных свиданий" Егора Лялина, весной Александра Сарана начнет снимать фильм "Втроем". Снимаем в Екатеринбурге, в Свердловской области, в Пермском крае - осваиваем уральские локации. Снимаются и документальные короткометражки - тренаж для молодых.

Пока студия была в летаргии, в городе появились частные кинокомпании, среди них такие успешные, как "29 февраля" Алексея Федорченко или студия Ивана Соснина. Вы с ними взаимодействуете?

Евгений Григорьев: Мы видим студию не только как кинофабрику, но и как культурную институцию. Она будет стартовой площадкой для молодых: профессионалов кино нужно готовить. Она будет открытым пространством: музей, лаборатории, вокршопы. Ничем таким частные студии не занимаются. Мы создали Школу кино и за полтора года она выпустила 180 специалистов таких профессий, как механики камер, вторые режиссеры, администраторы площадки, ассистенты по гриму, костюмеры... На моем фильме до 40 процентов группы - ее выпускники. Иначе не научиться: кино не кабинетная профессия, это физический труд.

Министр культуры Любимова заявила, что объем кинопроката в России достиг допандемийного уровня

Но вот перезагрузились - на какие мощности выйдете?

Евгений Григорьев: Надеюсь, через два-три года сможем производить 5-6 игровых фильмов, не считая короткого метра, неигровых жанров и анимации. Уже договорились, что первую же картину студии купит одна крупная стрим-платформа.

Нет намерения вернуть студии ее историческое здание?

Евгений Григорьев: Прежние павильоны вернуть не удастся - их приспособили под выставки и развлекательные центры. Среди них был самый крупный восточнее Москвы - его можно было заполнять водой и плавать там в лодках. А сейчас вместо уникального пола - бетонная стяжка. Чтобы это восстановить, нужны средства. Нужен серьезный инвестиционный период - студия долго пустовала.

Московские режиссеры охотно снимают артистов екатеринбургских театров. Будете использовать этот арсенал?

Евгений Григорьев: Екатеринбург третий город России по числу театров, актерский ресурс очень большой. У меня в фильме главные роли играли московские люди, в эпизодах - артисты Екатеринбурга. У некоторых уже есть большой киноопыт: Олег Ягодин, Константин Итунин, Ирина Ермолова, Василина Маковцева... Нам нужно помочь выпускникам Театрального института приобрести нужные навыки работы в кино. Для этого и организованы творческие лаборатории, в планах - Школа киноактера. И еще: на Урале очень кинематографичные локации. У нас уже снимают режиссеры из Москвы и Петербурга: Александр Сокуров - "Сказку", отбирал натуру для фильма Константин Статский. Мы им оказываем всю необходимую помощь.

Расскажите о фестивале.

Евгений Григорьев: "Одна шестая" - международный фестиваль дебютов Евразии. К нам приезжали люди из Пусана - те самые, что вывели южнокорейское кино к международной славе. Приехали итальянцы, наши друзья из Киргизии, Казахстана - собрали серьезную деловую программу. Были мастер-классы, работали лаборатории. Очередной фестиваль - в июне.

После ваших "Рока" и "Подельников" от вас ждут только хороших картин. О чем новый фильм "Сломя голову"?

Евгений Григорьев: Я его определяю как философскую криминальную комедию. По сюжету университетский преподаватель античности становится свидетелем ограбления, и жизнь его круто меняется: если ты наблюдаешь что-то преступное, ты уже в нем участвуешь. Играют Егор Корешков, Владимир Битоков, Надежда Михалкова, Константин Итунин, Алексей Федорченко. Все снято на екатеринбургской натуре.

А проект "Код города - Екатеринбург"?

Евгений Григорьев: Это альманах документальных новелл. Тоже своего рода образовательная платформа, лаборатория. Смысл в том, что по объявлениям в интернете были отобраны "сталкеры" - люди, которые расскажут о своем городе языком кино. Сами разработают сценарный ход и найдут героев, способных выразить идентичность города - его уникальный "код". Летом они снимали, сейчас начнется монтажно-тонировочный период, и я надеюсь, мы покажем картину осенью, к 300-летию Екатеринбурга.

Наше кино Екатеринбург