Ранее сообщалось, что Минстрой совместно с Минцифры и другими ведомствами рассматривает возможность введения единой платежки за ЖКУ. Реализация этой меры включает переход к электронным платежным документам за коммунальные услуги, которые будут формироваться в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ).
Действительно, обязательная форма единого платежного документа (ЕПД) сейчас отсутствует, отмечает Архангельский. Зато приказом Минстроя (2018 года) утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за все жилищно-коммунальные услуги - аналог ЕПД.
"Почему ни в Жилищном кодексе РФ, ни в постановлениях правительства до сего дня нет нормативного требования о выставлении ЕПД? Во-первых, порядок выставления платежного документа и его форма могут устанавливаться в договоре управления и отличаться в разных домах с учетом представления собственников дома об удобстве и информационном наполнении, - рассуждает эксперт. - Во-вторых, несмотря на распространение расчетных центров, обязанность начисления платежей за ЖКУ по Жилищному кодексу - у управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, а при "прямых договорах" за коммунальные услуги - у ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов. То есть исполнителей (продавцов ЖКУ) много, и все они имеют право самостоятельно начислять плату, готовить платежные документы, доставлять их и принимать плату. В-третьих, часто звучащий довод, что "гражданам удобно иметь один платежный документ" придумали лоббисты единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ). Если появится требование о едином платежном документе - это равносильно введению монополии на расчет размера платы за ЖКУ одним ЕИРЦ. Случаев административного, насильного внедрения ЕИРЦ и ЕПД много. Это контроль за денежным потоком, возможность несколько задерживать перечисление платежей за услуги управляющим и ресурсоснабжающим организациям".
При этом управляющие организации, ТСЖ, ЖСК при согласии собственников могут без внесения поправок в нормативно-правовые акты, без давления администраций городов и губернаторов привлекать расчетные центры, Единые расчетные центры и прочих подрядчиков, отмечает Архангельский. Достаточно часто жилищные и коммунальные организации, несмотря на давление, не переходят в Единый расчетно-кассовый центр, отстаивают свое право самим выставлять и принимать платежи за ЖКУ, говорит он. Поэтому можно сказать, что инициатива внедрения Единого платежного документа - "с бородой", а реальной потребности в ней нет, считает эксперт.