Как долго президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сможет оттягивать одобрение скандинавской заявки в НАТО, "Российской газете" рассказал эксперт клуба "Валдай", научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института Востоковедения РАН Григорий Лукьянов.
- Положительное решение Турции по вопросу о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО - вопрос во многом решенный. Поскольку ориентация на восстановление полноценного диалога с Европой о вступлении в Евросоюз имеет для Турции первостепенное значение, шаг навстречу Брюсселю видится крайне возможным. Этот вопрос Эрдоган рассматривает исключительно прагматично. В настоящий момент для него это во многом элемент торга с европейскими государствами. Также этот вопрос теснейшим образом связан с нарративом курдской проблемы, которую Партия справедливости и развития (ПСР) и лично президент Турции развивали на протяжении последних десяти лет.
Продолжая дискуссию по вопросу о членстве Швеции и Финляндии в НАТО, Анкара демонстрирует заинтересованность в дополнительных преференциях в рамках диалога с европейскими странами и США. Для Эрдогана невыгодно "сдавать" этот вопрос задешево. Ему нужны значительные уступки - и, конечно, не только от Швеции и Финляндии. Как таковая выдача тех или иных курдских деятелей является далеко не единственным моментом, волнующим Эрдогана. Решение о выдаче, если оно даже последует, не решит экономические проблемы Турции, не даст карт-бланш Эрдогану в преддверии выборов. Поэтому он не торопится, а, напротив, занимает выжидательную позицию, подталкивая Запад к продолжению торга.
Это может быть серьезная экономическая поддержка, необходимая для преодоления последствий долгосрочного экономического кризиса в стране. Причем эта помощь должна быть оказана на таких условиях, чтобы было сохранено лицо турецкого руководства. Накануне приближающихся выборов это особенно важно. Уступки должны последовать со стороны ключевых государств Евросоюза и НАТО - в том числе тех, кто на протяжении многих лет занимает либо антитурецкую позицию, либо в той или иной степени выступает контрагентом турецкой политики. Речь идет о Франции и странах Бенилюкса, которые ведут достаточно осторожную политику сдерживания Анкары.
С другой стороны, для США "турецкий вопрос" опять-таки не ограничивается ни выдачей или невыдачей курдских деятелей, ни членством финнов и шведов в Североатлантическом Альянсе. Это вопрос формирования фронта противодействия России, который Вашингтон создает в Европе. Для того чтобы убедить Турцию снять свое вето на принятие Швеции и Финляндии в НАТО, в США готовы не только предлагать туркам какие-то уступки, но также оказывать на Анкару давление.
Это выражается в том числе в демонстративном оказании помощи курдским формированиям на севере Сирии, визите директора ЦРУ в Ливию, где тот провел встречу с рядом ливийских политиков. Среди них - командующий ливийской национальной армией Халифа Хафтар и премьер Абдель Хамид Дбейба. И если последний настроен на сотрудничество с Турцией, то Хафтар долгое время занимал ярко выраженную антитурецкую позицию. Тем самым американское руководство показало Турции, что ее позиции в Ливии могут быть ослаблены, если Анкара не станет более сговорчивой.
Как долго Эрдоган способен задерживать принятие Швеции и Финляндии в НАТО? Думаю, он вероятно сможет это делать ровно столько, сколько это будет нужно именно ему. По крайней мере, уж точно до президентских выборов в Турции. В нынешних обстоятельствах западные страны мало что могут предложить Эрдогану.