- На старте надо разделить документы на две неравные группы. Первая - инициативы, которые оформлены в виде законов местного уровня, поскольку нет никакого регулирования на федеральном уровне. Это "краснокнижная" группа - тут уже почти нет громких новелл. Вторая - полномочия регионов в рамках федерального законодательства. Когда говорят о том, что какие-то региональные законы не работают, то имеют в виду именно вторую группу документов, - поясняет Петр Кирьян, руководитель GR-практики КРОС.
В общих чертах, продолжает эксперт, картина такова: контроль над исполнением законодательства - это вопрос ресурсов: финансовых и людских. И если с финансами, которых всегда не хватает, все понятно, то с людьми сложнее.
- Убедить сотрудников МВД контролировать распитие пива на детских площадках или нарушения в сфере парковки машин - это сложная история. Региональный уровень власти должен эффективно строить диалог с федеральной структурой - МВД, которая подчиняется федеральным властям. Договориться удается редко, - продолжает Кирьян.
Таким образом, зачастую хорошие инициативы, такие как штраф за курение в неположенных местах, превращаются в формальность. Шанс преломить ситуацию - обучить сотрудников контрольных органов работе по региональным нормам. Однако, помимо организационных нюансов, есть и другие.
Прежде всего, что отметили аналитики, это общий невысокий уровень культуры граждан.
- Как ни банально это звучит, многие нарушители искренне не понимают, что они делают не так, - это их образ жизни. А длительное отсутствие обратной связи в виде общественного порицания и неминуемой ответственности лишь укрепляет их в правильности своего привычного поведения. Именно так создается этот порочный круг, - рассуждает Олег Матюнин, управляющий партнер адвокатского бюро "Матюнины и Партнеры".
Который, кстати, все-таки рвется.
- Мы видели на примере масок в пандемию коронавируса, что сограждане надели маски только тогда, когда правоохранительные органы начали привлекать к ответственности нарушителей и штрафовать. Причины несоблюдения законов самые разные: недоверие к законодателю, незнание закона, непонимание самого факта необходимости соблюдать закон, ну и самая, пожалуй, главная причина: "а мы всегда так делали", - перечисляет Татьяна Сустина, адвокат АНО "Право и милосердие", и резюмирует: - Пока не начинает работать наказание за нарушение закона, не начинает работать и сам закон.
Однако именно здесь возникает другой вопрос - неэффективности самой системы. Регионы в своих законах могут устанавливать только два вида наказаний: предупреждение и штраф. Все остальное регулируется КоАП РФ. И это существенное ограничение - из десяти видов наказаний КоАП восемь в региональных законах вводить нельзя.
- Так, в Ленинградской области за приставание к гражданам в целях попрошайничества, назойливой продажи, гадания штраф составляет всего 100-500 рублей, а может и вовсе закончиться просто предупреждением. Такое наказание не способно остановить деятельность, против которой оно направлено, - уверен Матюнин, предлагающий расширить полномочия регионов.
- Чтобы решить такие проблемы, с точки зрения юриста, нужно внести поправки в административное законодательство страны с явным и четким установлением в нем ответственности за описанные нарушения, например: ввести систему штрафов за нарушения для граждан, - дополняет Игорь Доможилкин, юрист "Единого центра защиты".
В целом действия государства должны побуждать граждан уважать закон, уверен Максимилиан Буров, адвокат МКА "ЮФ Левант и партнеры". Правда, штрафы в таком случае - это только часть проблемы, другая - незнание самих законов гражданами.
Согласно положениям ФЗ-498 запрещается выгуливать "потенциально опасных" собак без намордников и поводков. Перечень подобных собак утвержден постановлением правительства РФ, и туда входят далеко не все породы собак, однако субъекты РФ могут по своему усмотрению устанавливать дополнительные требования к выгулу домашних животных, разъясняет Андрей Мелентьев, методист кафедры государственного и административного права МИРЭА. В законе указывается, что за нарушение вышеперечисленных требований владельцы собак, указанных в перечне, должны привлекаться к мерам административной, уголовной и иной ответственности. Тем не менее на практике данный закон не имеет силы, даже штрафы фактически не выписываются. Такое происходит, поскольку в федеральном законодательстве не указываются конкретные, четкие меры государственного принуждения за данные правонарушения. А в подобного рода федеральных и региональных законах санкции быть не может, поскольку данные законы являются базовыми, правоустанавливающими, санкцию же предусматривают специализированные, кодифицированные акты (например, КоАП).