Эти ЗСУ были разработаны еще в конце 50-х годов чехословацкими конструкторами и находились в серийном производстве более двух десятков лет. Всего предприятие в городе Тренчин изготовило свыше тысячи единиц. Кроме вооруженных сил ЧССР они также эксплуатировались в Египте, Ираке, Сирии, Ливии, Югославии и др.
Машины принимали участие в различных локальных войнах и конфликтах, где их задействовали не только для отражения налетов авиации, но и для огневой поддержки наземных сил.
Основой для создания этого средства ближней противовоздушной обороны стал полноприводный трехосный автомобиль Praha V3S. Мощность дизельного двигателя Tatra T 912-2 - 110 л.с. Максимальная скорость 60 км/ч. Запас хода по топливу - 500 км. Бронирование защищает от пуль стрелкового оружия, а также от осколков гранат, мин и снарядов.
Установка вооружена двумя 30-мм пушками, имеющими скорострельность до 150 выстрелов в минуту на один ствол. Начальная скорость снаряда - 1000 м/с. Дальность поражения целей - 2000 метров, высота - 3000 метров.
Боекомплект - 400 выстрелов. Боевая масса - 10 300 кг. Экипаж - пять человек: водитель, наводчик, командир и еще двое военнослужащих, непосредственно обслуживающих орудие.
По современным меркам "Ящерицы" давно уже устарели, однако не исключено, что на Украине их попытаются приспособить для борьбы с беспилотными летательными аппаратами, например дронами - камикадзе "Герань".