Объявили о том, что в 2022 году ИРИ поддержал 776 проектов на сумму около 19 миллиардов рублей, запустил конкурсы для дебютантов и региональных СМИ и впервые провел Национальную премию интернет-контента. В 2023 ИРИ продолжит поддерживать онлайн-контент. Более того, в институте рассказали о трендах цифровой индустрии и о самых ожидаемых релизах года.
Генеральный директор ИРИ - Алексей Гореславский - также сделал анонс: Премия Интернет-контента в 2023 году запланирована на июнь. А вот что касается бюджета, то в 2022 году было потрачено на поддержку Интернет-проектов, из которых сериалы составляют лишь определенную часть, 19 миллиардов рублей. Из них 4 миллиарда - это остаток, они "перешли" в бюджет 2022 года еще с 2020 года.
При этом бюджет поддержки ИРИ на 2023 год составит 20,7 миллиарда рублей. Почти три миллиарда из этих денег пойдут на молодежный контент. Часть из этих средств уходит на проекты, которые выйдут в 2023 году, а часть - на долгосрочные проекты, на ближайшие несколько лет.
Приведем еще несколько интересных цифр. Всего в 2022 году специалисты ИРИ провели 10 конкурсных отборов.
"Мы благодарим отрасль за такой интерес к нашим конкурсам: в прошлом году нам поступило более 7,5 тысячи заявок из 73 регионов страны - то есть в три раза больше, чем в 2021 году. Мы поддержали в 1,5 раза больше проектов. Но нам важно, чтобы вместе с количеством росло и качество контента, который мы поддерживаем. Именно поэтому, например, теперь требуется письмо о заинтересованности онлайн-платформы в проекте, а для контента в блогосфере обозначен требуемый минимум подписчиков. Наша задача не только в том, чтобы поддерживать актуальные и качественные истории разных форматов, но и следить за тем, чтобы их увидели зрители", - рассказал генеральный директор ИРИ Алексей Гореславский.
Среди приоритетов Института - поддержка начинающих талантов и обеспечение равных возможностей для команд по всей стране. В прошлом году ИРИ открыл конкурс на поддержку дебютных проектов и специальный грантовый отбор для региональных СМИ. Именно в 2022 году стала обязательной очная защита. Финалисты конкурсов национального контента, молодежного и дебютов представляют свои проекты на суд профессионалов отрасли - членов Продюсерского совета и Конкурсного комитета, состав которых ротируется и будет расширен в этом году. В состав Наблюдательного совета ИРИ в 2022 вошли министр просвещения РФ Сергей Кравцов, директор по музыкальным сервисам VK Николай Дуксин и руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева.
В прошлом году при поддержке ИРИ вышли проекты разных жанров, среди которых: четвертый сезон сериала "Трудные подростки" и документальный проект "Трудные подростки. Реальность", веб-сериалы "ПМЖейсон" и "Естественный отбор", молодежные сериалы "Новенький" (включая последний сезон "Новенькие"), "Лэйт Найт Скул", "Френдзона", фантастический сериал "Суперпозиция", шоу о путешествиях "#Непровинция" с Александром Цыпкиным и "Повара на колесах", документальные сериалы "Дедлайн", "История финансов России", "Камерный миф", "Раскол", образовательные "Проект 1812" и шоу "ПоTalkуем", для детской аудитории - игровая платформа "Магия знаний. История России, приложение "Узнаем новое, играем и учимся с Бодо Бородо", шоу "#ШКЛТ", интернет-шоу "Большие игры", "Куда глаза не глядят", "Все свое", "Приехал и остался", "Россия. Меняемся к лучшему" и многие другие.
В этом году ИРИ уделит особое внимание контенту о науке и технологиях в рамках конкурса. В 2022 были организованы специальные семинары - воркшопы, на которых создатели контента встретились с молодыми исследователями для обмена опытом и последующего создания сериалов, шоу и блогов о жизни и разработках российских ученых. ИРИ также объявил о сотрудничестве с Российским научным фондом, который поможет подобрать ученых-консультантов на проекты.
Как оператор социальной рекламы в интернете ИРИ провел 175 федеральных кампаний, совокупный объем которых составил 14 млрд показов рекламных материалов. В 2022 году к сотрудничеству были привлечены более 30 новых площадок в Рунете, в том числе "Кинопоиск", Okko, ЦИАН, "Авито", Kino-teatr.ru, "Мир тесен" и другие.
Теперь - о трендах цифрового рынка. Их назвала исполнительный директор и генеральный продюсер ИРИ Елена Лапина.
"Сейчас мы получаем большое количество заявок в жанре антиутопии, в которых считывается желание убежать от реальности. Но мы все чаще задумываемся о том, каким будет наше будущее, и хотели бы поддержать тренд именно на фантастику, которая пытается его представить и смоделировать", - отметила Лапина.
По ее словам, параллельно с мировым зрительским запросом на эмпатичный, позитивный и экологичный контент, в России также востребованы проекты об обычных людях с активной жизненной позицией и добрым отношением к окружающим - своего рода тренд на человечность. По данным ИРИ, кратно выросло количество проектов о волонтерах, фермерах, предпринимателях, развивающих свое дело в России, предприимчивых жителях маленьких городов.
Вместе с этим в России усилится тренд на инклюзивный контент.
"Обществу необходим инклюзивный контент, в котором разность героев и их жизненных ситуаций является частью обычной жизни, привычного контекста, мира, в котором мы живем. В проектах появится больше второстепенных, встроенных в общий сюжет героев с различными особенностями здоровья, разных национальностей, социального положения и вероисповедания", - добавила Елена Лапина.
Также в ИРИ добавили, что взрывной рост технологий в мировой сфере контента набирает обороты и в России: например, первый дипфейк-сериал "ПМЖейсон" собрал более 100 миллионов просмотров в сети.
"На рынке заметно вырос интерес к национальным героям, корням и литературным источникам. Главными в проектах становятся русские народные герои и исторические личности, переосмысляется национальная литература - среди последних примеров это, например, "Хронос" по книгам Кира Булычева, "Анна Каренина" о великом романе Толстого по книге Павла Басинского. Обращение к себе самим также породило проекты о народах России, их культуре, о традициях и жизни в разных уголках страны", - прокомментировал Алексей Гореславский.
Какие же новые проекты, поддержанные ИРИ ждут зрителей в 2023 году?
Среди самых ожидаемых - детективный остросюжетный детектив "ГДР" производства АО "Всемирные русские студии" при участии телекомпании НТВ, онлайн-кинотеатра Wink и "НМГ Студии", сериал"Цербер" - оригинальный проект PREMIER, историческая картина "Плевако" производства студии "РОК", онлайн-кинотеатра PREMIER и телеканала НТВ, экранизация одноименной повести Джамбулата Умарова "Абрек" - проект продюсирует онлайн-кинотеатр START, историческая драма "Царская прививка" от киностудии Москино, премьерный онлайн-показ которой состоится на медиаплатформе ВГТРК "Смотрим", а телепремьера - в эфире телеканала "Россия", военная драма "По зову сердца" студии "Военфильм", документальный проект PREMIER "Война в цвете", авантюрная комедия от компании "ВМГ" "Короче, план такой", образовательный мультсериал о жизни в деревне "Ася и Вася" от студии "Аэроплан", документальный проект об ММА "Студии Видеопрокат" совместно с "НМГ Студией" под рабочим названием "Большая битва".
А также: комедия "Трепачи", исторический сериал "Александр I", веб-сериал о выдающемся волейбольном тренере "Карполь. 85", проект о новейшей истории страны с точки зрения Анастаса Микояна "Товарищ СССР", сериалы "Последний Богатырь", "Челюскинцы", "Враг у ворот", "Все ОК", "Струны" (2 сезон), "Амура", "Учитель в законе", анимационный сериал "Пушкин и…Михайловское", приключенческий сериал для подростков "Любопытная Варвара", документальные проекты: "Нефть" об энергетической мировой политике, "Дорогой Вилли" о ядерном кризисе конца 1960-х, документальный сериал "Каренина" по книге Павла Басинского и многие другие.