Верховный суд в своем определении от 12 января 2023 года отказал перевозчику в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда. Авиакомпания добивалась пересмотра решения судов, которые, как указано в определении, исходили из того, что установление авиакомпанией максимальных суммарных габаритов ручной клади "ограничивает право пассажира на провоз багажа без взимания дополнительной платы, а установленные авиакомпанией правила нарушают требования законодательства, содержат двойные стандарты на перевозку ручной клади". Таким образом, принятые решения в отношении действий авиакомпании оставят в силе.
В кол-центре авиакомпании пассажирам предоставить новую информацию пока не могут и ссылаются на действующие правила. Как указано на сайте авиакомпании, размер всех предметов ручной клади, включая приобретенные в аэропорту напитки и еду, не должен превышать 36х30х27 см. При этом ни по количеству вещей, ни по их весу никаких ограничений нет.
По Федеральным авиационным правилам в редакции от 15 сентября 2020 года установлена возможность для авиакомпаний применять собственные правила по размеру багажа, но указано, что "норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее 5 кг на одного пассажира". При этом пассажир в качестве ручной клади сверх нормы без взимания дополнительной платы может взять в салон дамскую сумку или портфель, верхнюю одежду, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка и некоторые другие вещи, в том числе приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту. То есть правила авиакомпании федеральному законодательству противоречат.
В 2019 году по итогам внеплановой проверки "Победы" по жалобам пассажиров Ространснадзор выдал предписание перевозчику изменить правила провоза ручной клади. Изменений не последовало, перевозчик подал кассационную жалобу на вынесенное предписание. Судебные разбирательства завершились определением Верхового суда.
Дискуссия шла не только о составе бесплатной ручной клади. В Федеральных авиационных правилах установлены ограничения по ручной клади с точки зрения веса. Авиакомпания должна позволять пассажиру провозить ручную кладь весом не менее 5 кг, поясняет Зотов. Но на сайте авиакомпании вообще не указан допустимый вес ручной клади, есть только габариты по сумме измерений. Когда не разрешают перевозить базовый вес, важно также уточнить норму по провозу вещей, которые есть дополнительно. Часто авиакомпания трактовала мужскую сумку как единую ручную кладь. Хотя у других авиакомпаний рюкзак считается ручной кладью, а сумка - уже дополнительный предмет для бесплатного провоза, поясняет эксперт.
Впрочем, важен не только этот конкретный случай. Речь идет в целом о бизнес-модели лоукостера, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Сразу повышать тарифы, чтобы компенсировать выпавшие доходы, компания не станет, так как это влияет на спрос. Однако в перспективе для покрытия издержек тарифы будут повышаться, отмечают эксперты.
Целесообразно было бы вообще отказаться от веса ручной клади, так как она ни на что не влияет, замечает Борисов.