18.01.2023 14:10
Культура

Корреспонденты "СОЮЗа" стали участниками уникального колядного обряда

Текст:  Андрей Захаров (zakarov@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №2 (1062)
Самобытный народный обряд "Калядные цари", занесенный в 2009 году в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, в канун старого Нового года, или Щедрый вечер по-народному, влечет в колоритный агрогородок Семежево Копыльского района немало любопытных туристов. И не только из Беларуси. К народным гуляньям в этом году присоединились корреспонденты "СОЮЗа".
У этого уникального обряда любопытная история, которая берет начало 
в XVIII веке. / Александр Кулевский
Читать на сайте RG.RU

…У этого уникального обряда любопытная история, которая берет начало в XVIII веке. Рядом с деревней стояли войска царской армии. Во время празднования Нового года офицеры и солдаты ходили по домам, пели, танцевали, всячески развлекали хозяев, а те благодарили их угощениями и подарками. После ухода отряда из села местные жители сохранили такой формат празднования старого Нового года. Деревенские мальчишки, "цари", на Щедрый вечер (с 13 на 14 января) стали наряжаться в карнавальные костюмы, напоминающие военные мундиры.

Нынешними героями обряда стали ученики местной школы, студенты, работники культуры, сельская креативная молодежь. Перед тем как отправиться колядовать, они предлагают зрителям посмотреть сценку из хорошо известной в этих краях народной драмы "Царь Максимилиан", заправленную добрым деревенским юмором. А заканчивается театрализация на центральной площади веселым хороводом со всеми участниками и гостями праздника. Цари делятся на команды и идут колядовать.

Девятиклассник Кирилл Троцкий надевает карнавальный мундир на старый Новый год второй раз:

- Сколько себя помню, столько знаю эту традицию. Раньше с одноклассниками ходили на "Царей" как зрители, а сейчас и сами до них доросли. Это ведь только кажется, что колядовать легко. Мы серьезно готовимся, репетируем, чтобы люди нас встречали хорошо и получили от этого праздника удовольствие.

Режиссер, драматург Николай Коляда - о том, что такое жить по-людски

Чтобы проникнуться сакральным действом, нужно непременно примкнуть к факельному отряду статных вояк в белых мундирах с шутовскими цилиндрами-"коронами", украшенными развевающимися разноцветными лентами. Отряды идут, как говорится, проторенными маршрутами. А за ними - и туристы. Сельчане гостям рады, ведь "куда цари идут, туда счастье несут". Когда еще в своем дворе можно увидеть целое шоу с песнями, танцами, шутками и прибаутками! И даже рыцарский поединок Максимилиана и Мамая.

На этот раз хозяева также не скупились. Житель Семежева Георгий Тимонов, к которому заглянули "цари", сам некогда ходил в составе бравого отряда, участник первого состава. Его даже называют почетным Мамаем. Да, тот самый поверженный соперник царя Максимилиана в театральной постановке.

- Пора дать дорогу молодым, - говорит сельчанин. - А если надо, всегда готов подсобить. Мы обязаны сохранить традицию, благодаря которой о нас знают во всем мире.

После колядования у "царей" - вечеринка с гостинцами, которые своими талантом нащедровали.

Калядный фест в Семежево проходил уже в 27-й раз. Его по праву можно назвать главной культурной фишкой Копыльского района. К слову, край славен большим количеством выдающихся литераторов, ученых и культурологов, которые черпали вдохновение из богатого народного наследия.

В послевоенное время традиция была запрещена. Советская власть отождествляла ее с попрошайничеством, порочащим честного крестьянина

Об истории возрождения обряда рассказала Татьяна Шаура, заведующая Семежевским центром культуры и досуга:

- Так получилось, что в послевоенное время традиция была запрещена. Советская власть отождествляла развлечение с попрошайничеством, порочащим крестьянина. Интерес к народному наследию в период становления независимой Беларуси подтолкнул энтузиастов культурной нивы на селе к возрождению различных самобытных ритуалов. Всем хотелось, чтобы их малая родина стала известной. Наш край всегда славился ткачеством, и мы нашли ростки аутентичного ремесла, а затем обратились к обрядовому наследию. В это время к нам в гости приехала известный ученый Национальной академии наук Татьяна Кухоренок. И именно она подсказала идею продвижения "Царей", не имеющих аналогов в мире. Старейшины села, участники церемонии, подробно рассказали нам, как готовилось и проводилось это мероприятие. Нашли даже старые фотографии. Раньше село было большое, молодежи было много, с каждой улицы собирались большие компании. Теперь, конечно, скромнее, но людям это интересно. Мы рады всем, кто приезжает к нам на Щедрец.

Обряд впечатлил гостей из России. Один из руководителей Новгородского фольклорного театра "Кудесы" Владимир Бурьяк поделился:

- Впервые в Копыльском районе мы побывали три года назад, но тогда поучаствовать в обряде не получилось. У нас есть похожая театрализация "Царь Максимилиан", только ее играют немного по-другому. В отличие от семежевского обряда это скорее имитация, а здесь сохранилась живая традиция. Связь с предками, народной культурой в современном мире играет большую роль. И мне особенно это приятно, ведь я белорус, а супруга, которая серьезно занимается возрождением русских традиций, - вологодская. И наши сыновья занимаются фольклором. А "Кудесам" нашим уже 40 лет. В народном культурном наследии наших народов есть много общего.

Досье "СОЮЗа"

Семежево - агрогородок с населением более тысячи человек в 22 километрах к юго-западу от райцентра Копыль. Кроме уникального обряда "Калядные цари", туристам может быть интересен и расположенный здесь районный центр ткачества. Техника закладного ткачества красно-белых ручников, которую здесь возродили, занесена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Стоит внимания и Дом-музей Героя Беларуси, академика Михаила Высоцкого - одного из основоположников отечественного грузового автомобилестроения, почетного гражданина Копыльского района. Экспозиция находится в доме, где родился и вырос выдающийся конструктор.

Культурный обмен