Большинство респондентов оценивают текущее время как хорошее и для совершения крупных покупок (новогодние праздники подтвердили это), и для сбережений. По результатам совместного исследования, проведенного аудиторско-консалтинговой группой "Технологии доверия" и аналитического центра НАФИ, потребительские настроения россиян несколько улучшились. Доля тех, кто ожидает сохранения текущего уровня своих расходов на продовольствие и промтовары, постепенно растет.
Зафиксирована стабилизация расходов на товары для красоты и здоровья, а также для ремонта и обустройства дома. При этом сокращается доля потребителей, ориентированных на рост расходов. На вопрос, приходилось ли сталкиваться с барьерами при совершении покупок, 43% респондентов ответили "часто" или "иногда", 42% указали на неудовлетворительную доставку товара, 41% - на недостаток информации о нем, 34% пожаловались на качество обслуживания, а 29% не смогли оплатить товар удобным для себя способом.
Как бы то ни было, нынешняя экономическая ситуация заставляет россиян экономить. Аналитики ЦБ отмечают, что граждане все реже позволяют себе дорогостоящие покупки и все чаще проявляют склонность к сбережению. "Те, кто из-за мобилизации мог ощутить изменение текущей ситуации, либо призваны, либо уехали из страны, либо залегли на дно. Соответственно, в опросе они принять участие не могли. А остальные, по-видимому, никаких изменений к худшему не ощутили: дефицит на рынке труда из-за мобилизации усилился, зарплаты, по-видимому, кое-где выросли. А что еще нужно среднестатистическому россиянину?" - рассуждают аналитики.
Однако в октябре 2022 года динамика спроса восстановилась. Тогда, по данным Сбериндекса, номинальные покупки товаров и услуг выросли на 7,2% за счет оживления спроса на непродовольственные товары и услуги, но замедлился рост трат на еду. А средние недельные номинальные расходы граждан в ту же неделю, по подсчетам холдинга "Ромир", сократились на 3,5%, до 5,5 тыс. рублей. В годовом выражении индекс недельных расходов "Ромир" вырос тогда на 5,7%.
Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. Они отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Тем не менее, как сообщил Центробанк, потребительские настроения россиян ухудшились и пока застыли на максимуме 2018 года. То же и в отношении сберегательных настроений.
По опросам "инФОМа", проведенным по заказу ЦБ, в июле 2022 года более 70% респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов заявили лишь 7% (в первом квартале было 18, во втором - 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29% выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется укреплением рубля и появлением параллельного импорта.
Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте, и в первом квартале 2022 года наблюдался рост расходов на 4,7%. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2%. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки? "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада, подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17%, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных услуг и развлечений.
Покупательная способность населения сейчас снизилась столь же заметно, как и в "ковидные" годы. Согласно опросу, проведенному компанией Tiburon Research, 44% россиян ощутили снижение доходов, 28% лишились премий и повышений по работе, 26% столкнулись с проблемами при поиске работы, 8% уволены, а также 8% получают зарплату, хотя компании приостановили деятельность.
Желание населения совершать покупки остается неизменным. Но оно сочетается со склонностью к экономии. Гражданам по-прежнему хочется и тратить, и сберегать.