Роль тележурналистки в сериале сыграла известный блогер Ида Галич. Хотя язык уже не поворачивается называть ее только блогером - Иды в последнее время много. Она - и ведущая телешоу, и автор идей российских фильмов и сериалов, а также при создании кинопроектов выступает в иных ипостасях: в составе творческой группы и в кадре. В сериале также снимается, причем в весьма откровенном виде, Екатерина Варнава. А в роли главной покорительницы мужских сердец - Амалии - Милена Радулович, более всего известная в России по фильму "Балканский рубеж".
Прежде всего, стоит посоветовать зрителям воздержаться и не сравнивать этот мини-сериал с другим - одноименной экранизацией детективного романа "Азазель" режиссера Александра Адабашьяна, которая вышла в 2002 году. И даже смотреть эти фильмы один за другим не стоит, потому что они - принципиально разные. У Адабашьяна - классика детектива, которую украшают актерские работы Марины Нееловой, Олега Басилашвили, Серея Безрукова, Сергея Чонишвили, Эвы Шикульской и других. "Фандорин. Азазель" - фантазия (местами дерзкая) нового поколения, призванная приучить молодых людей к такому герою, как Фандорин. Блистательному сыщику с нестандартным способом мышления, способному разгадать даже самые сложные криминальные ребусы. Именно поэтому фильм, сделанный в жанре "историческое фэнтези", получился близок по духу к двум другим киноработам. Одна из них - сериал "Шерлок" с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фриманом в главных ролях. Вторая - франшиза "Майор Гром", которую также создает Кинопоиск и Плюс Студия (они же стоят за сериалом "Фандорин. Азазель").
Докажем все три приведенные выше тезиса на примере нового сериала. Жанр "историческое фэнтези" исполнен в нем молодыми и лихими сценаристами. Это дебютанты - выпускники режиссерского факультета ВГИКа - Сергей и Никита Поповы. Сценарная команда усилена Дмитрием Ивановым, которого зрители знают по таким сериалам, как "Метод", "Чиновница". А за всеми ними "приглядывает" опытный шоураннер, один из лучших в России, Александра Ремизова. Все вместе они создали альтернативный 2023 год. Причем, он придуман в той реальности, которая могла бы быть, если бы в России ХХ века не произошло ни революции, ни войны. Так, например, события 1917 года называются в сериале просто бунтом. В кадре не просто страна, но Российская империя, правит которой современный и не пафосный император Николай Третий (Максим Матвеев). Помогает ему в этом премьер-министр демократических взглядов (Евгений Стычкин) и высокопоставленный родственник-силовик (Игорь Черневич). Флаг империи также отличается от современного российского. Улицы и станции метро носят непривычные уху современного человека названия. Например, улица императора Хирохито, станции Белогвардейская или Ольги Великой. Пишут в этой стране с буквой "ять", мальчишки разносят газеты... И шутки, и диалоги обыгрывают предлагаемые обстоятельства с оглядкой на современные российские реалии
При этом в альтернативной России существуют гаджеты, роботы-полицейские и другие технологии. И вот тут зритель вступает на территорию проекта, похожего на "Шерлока", потому что на экране возникает "дополненная реальность" в виде текстовых сообщений, портретов из Сети, поисковиков и так далее. Все это мы уже видели, но в британском сериале. А в российском похожем исполнении не приходилось. И это при том, что проектов на криминальную тематику в отечественном сериалостроении - с лихвой. Кроме того, во второй серии нового "Фандорина" молодую звезду сыска (главному герою всего 20 лет), начальник обучает методам дедукции так, что невозможно не вспомнить Шерлока Холмса в любом произведении, где тот только не фигурирует.
С "Майором Громом" сериал "Фандорин. Азазель" роднит то, как показан Петербург. Речь не о том, что одинаково, а про подход. Город в обоих проектах словно перенесен в некий мир, существующий в параллельном измерении. Съемки в обоих проектах проходили в известных исторических местах Санкт-Петербурга, но все они преображены согласно ситуации. Вообще же стоит отметить, что Санкт-Петербург невообразимым способом воспет в фильмах и сериалах последних лет. Тут можно также вспомнить сериал "1703", названный критиками и многими зрителями лучшим в 2022 году, - там тоже представлена загадочная и мистическая питерская реальность.
Но вернемся к "Майору Грому". Фандорин так же искрометно раскрывает преступления, как и Гром. И есть несколько "пасхалок", которые делают героев весьма похожими. Так, в комнате альтернативного Фандорина - также круглое окно (вспоминаем квартиру Грома). А еще Гром любит говорить себе о том, что нужно думать, а Фандорин иллюстрирует мыслительный процесс невербально, но используя тот же жест, что и Стив Джобс - поднеся руку к подбородку. Таким образом показано в обоих фильмах, что каждый из двух героев - это мозг!
Сюжет романа "Азазель" известен. Сыщик распутывает странное самоубийство студента, наследника крупного состояния, и "ниточки" выводят его на организацию "Азазель", членами которой являются высокопоставленные персоны страны. Произведение настолько захватывающее, что в свое время его даже собирался экранизировать Пол Верховен. В новом сериале видно стремление создателей показать, что Фандорин - самый что ни на есть настоящий российский супергерой. Более того, на премьере в "Художественном" руководитель "Плюс Студии" Ольга Филипук прямо сказала, что этот сериал - лишь "первая ласточка" во вселенной нового Фандорина. Опять же - можно сравнивать с франшизой "Майор Гром", но уже ясно, что одним этим сериалом дело не закончится. Продолжения будут следовать. Именно поэтому стоит зафиксировать еще одну удачу нового проекта - в нем сделан ироничный акцент на любовных линиях. Так, забавно смотреть, как ругается с женой Император, влюбленный в певицу Амалию. Как плутовка заставляет страдать мужчин в целом и Императора в частности. Тот, переживая, бродит в романтических мечтах по специально перекрытым улицам "Санктъ-Петербурга". Или же влюбленность Фандорина в пышноволосую аристократку Елизавету фон Эверт-Колокольцеву. А попросту - Лизу. Именно это чувство помогает ему проявлять свой дар.
Легко можно прогнозировать, что Фандорин в новом исполнении придется по сердцу не каждому - все же экранизируемое произведение имеет свою долгую историю. Однако же многие будут заинтригованы. А разве не этого хотят создатели? Главное - приучить к новому герою, тем более, что Владислав Тирон весьма харизматичен и покоряет своей интеллигентностью. А там уж - как пойдет.