19.01.2023 17:00
Общество

В Петербурге прошел специальный показ фильма о журналистах блокадного Ленинграда

Текст:  Олеся Максименко (Санкт-Петербург)
К 80-летию прорыва блокады Ленинграда на киностудии "Ленфильм" состоялся рабочий показ документального фильма "Приравнены к хлебу". Картина посвящена журналистам-газетчикам, которые работали в годы блокады.
Эпизод съемок фильма "Приравнены к хлебу". / Евгений Труш
Читать на сайте RG.RU

Многие жители осажденного Ленинграда слушали последние сводки с фронта по радио. Но там, где электричество отсутствовало, радио было недоступно. А газеты были всегда - на досках объявлений, на предприятиях, в киосках.

В годы блокады в типографии имени Володарского рядом с газетами печатались и хлебные карточки. Отсюда и название фильма, по ценности газетное слово было приравнено к хлебу.

- К съемкам фильма мы готовились долго. Идея появилась после того, как к 75-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской осады на "Ленфильме" мы организовали выставку "Летописцы подвига" о журналистах блокадного города. Выставка имела успех, ее посетили тысячи петербуржцев. Перед началом съемок картины в нашем распоряжении оказался абсолютно бесценный материал - подшивки блокадных газет. К счастью, в Российской национальной библиотеке бережно хранят все номера, - отметил сценарист и ведущий картины Анатолий Аграфенин.

В годы войны в Ленинграде регулярно выходили газеты - "Ленинградская правда", "Смена", а также газета Ленинградского фронта "На страже Родины", которая также постоянно освещала городские события.

СК РФ: Блокада Ленинграда не была вызвана военной необходимостью с целью оккупации, это была "война на уничтожение"

Из-за нехватки бумаги, электроэнергии и типографской краски газеты выпускались на двух полосах вместо четырех. Полиграфисты трудились в невыносимых условиях. Зимой температура воздуха доходила до минус сорока градусов, руки прилипали к стылому металлу, замершая краска плохо ложилась на бумагу.

В фильм вошла история печатника типографии имени Володарского Ивана Михайловича Бартенева. Мастер-стереотипер изготавливал печатные газетные формы - металлические матрицы, которые весили по 25 килограммов. Однажды, отработав свою смену, изнеможенный от голода и тяжелого труда, Бартенев оставил сменщику записку: "Пошел умирать". Добрался до дома, надел заранее приготовленную рубаху и лег на кровать. Но за ним пришли из типографии и сообщили: сменщик не пришел, стереотип отливать некому, газета не выйдет. Бартеневу помогли надеть ватник и добраться до работы. В типографии мастер сделал отливки, и, как только раздался шум ротационных машин, умер.

Несмотря на все трудности, "Ленинградская правда" выходила, как и до войны, ежедневно. И лишь один раз - 25 января 1942 года номер не был напечатан. В этот день во всем городе не было электричества, и ротационные машины невозможно было запустить. Выход газеты "Смена" в первые два месяца блокадной зимы был приостановлен, журналисты готовили устные выпуски на радио. Позже газета снова стала выходить по графику.

До войны тираж "Ленинградской правды" составлял 425 тысяч экземпляров. Во время блокады выпускали 320 тысяч экземпляров.

- Создатели фильма подняли тему крайне важную. В блокадные годы газеты действительно были духовным хлебом, помогающим жить ленинградцам в осажденном городе, - подчеркнул генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский.

Как отметили создатели фильма, журналистам приходилось работать в тяжелейших условиях. Враг знал, где располагаются редакции газет и наносил по ним удары с батарей у Пулковских высот. Перед входом в редакцию "Ленинградской правды" в Торговом переулке всю войну зияла воронка от полутонной бомбы. Снаряды нередко попадали прямо в здание редакции газеты "На страже Родины" на Невском проспекте, 2 - буквально в ста метрах от знаменитой исторической надписи на доме №14: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Военкоры "На страже Родины" трудились в библиотеке, которая находилась в глубине здания. Помещение без окон, поэтому работали при коптилке и писали карандашом - чернила замерзали. Журналисты "Ленинградской правды" обосновались на типографском складе бумаги - в подвале. Спустя некоторое время они перенесли сюда свои вещи, посуду, ночевали на месте работы - сил идти домой не было.

Авторы картины изучали воспоминания очевидцев и работали в архивах. Так, удалось узнать историю старшего сержанта Александра Чистова, который на Пулковских высотах защищал небо Ленинграда. Он написал стихотворение о том, что ему не приходят письма. После публикации в газете, боец получил более 2800 писем.

На страницах блокадных газет печатались сводки Совинформбюро с фронтов, инструкции по созданию убежищ, как вести себя в бою, публиковали новости о повседневной жизни. В газетах писали, где в блокадном городе починить обувь, заказать оконные стекла, приобрести "буржуйки". В каждом номере печатали репертуар театров, кино и афиши спортивных соревнований. На страницах было много поэзии - знаменитые блокадные строки Ольги Берггольц, Веры Инбер, Николая Тихонова начали свой путь к читателю именно с газетных полос.

Газета "На страже Родины" организовала выпуск отдельных изданий на казахском и татарском языках - специально для воинов из этих республик, их было много среди защитников Ленинграда. О своем отце Туймебае Ашимбаеве, который стал журналистом в казахском издании "На страже Родины", рассказала в фильме его дочь, Наталья Туймебаевна Ашимбаева - директор петербургского литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского.

Дороге жизни были посвящены очерки Арифа Сапарова, одного из немногих журналистов, кому доверили освещать работу этой легендарной трассы. После войны журналист написал первую книгу "Дорога жизни" о людях, которые трудились на ледовой трассе: шоферах, медсестрах, регулировщиках. О судьбе журналиста в фильме рассказал его внук Искандер.

Ленинградцы регулярно читали и центральные газеты. Самолетами доставляли матрицы, а печатали уже в Ленинграде. Если номер не выходил, это могло означать, что самолет был сбит.

Что интересно, газеты не раздавали бесплатно, их продавали. В осажденном городе работало 320 газетных киосков. Уже после снятия блокады "Ленинградская правда" написала о киоскере Петре Андрееве, который работал на углу Невского проспекта и улицы Гоголя (ныне Малой Морской). Зимой, когда транспорт встал, Петр Андреевич каждое утро отправлялся в типографию и на санках доставлял в киоск свежие газеты. За январь и февраль 1942 года киоскер продал 216 тысяч экземпляров центральных газет и 127 тысяч "Ленинградской правды".

В создании фильма приняли участие сотрудники Российской национальной библиотеки, петербургских архивов, работники типографий, родственники блокадных корреспондентов, бывшие сотрудники "Ленинградской правды". Режиссер фильма - Арина Новикова, режиссеры монтажа - Андрей Егоров и Игорь Нургалиев, оператор - Евгений Труш, звукорежиссер - Игорь Терехов.

Премьера картины состоится 27 января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на телеканале "Санкт-Петербург".

История Санкт-Петербург