А всего-то надо было посмотреть на рабочий процесс свежим взглядом. Эксперты Федерального центра компетенций (ФЦК), прибыв на предприятие, выяснили, что самым узким местом в работе дорожников является вывод техники с территории предприятия: с одной стороны, он никем не управляется, а с другой - излишне забюрократизирован. Почти на каждой контрольной точке велись отдельные журналы, в которые охранник, механик и кладовщик по очереди от руки вписывали одну и ту же информацию: данные водителя, номер и марка автомобиля, пробег, время прохода через точку…
Назначив ответственного и цифровизировав отчетность, в компании избавились от 90 процентов ненужной "бумаги", а в оставшихся журналах сократили число колонок для заполнения.
- До участия в нацпроекте на организацию выезда из-за кучи формальностей у нас уходило больше двух часов, - рассказал операционный директор компании Андрей Фетисов. - Таким образом без особых затрат нам удалось увеличить полезное время работы техники. Выехали оперативно - успели зимой убрать больше снега, а летом - мусора и грязи.
Дальше - больше. Система адресного хранения на складе позволила сократить время выдачи запчастей. А организация рабочих мест по системе 5С привела к тому, что теперь инструмент и комплектующие не нужно разыскивать. Соответственно, удалось сократить время ремонта техники и оперативно возвращать ее к работе.
На предприятии рассказывают, что многие проблемы начали решаться, когда сами рабочие прониклись духом перестройки и начали оставлять свои рацпредложения в специально установленном ящике. К примеру, по инициативе одного из механиков тракторы доукомплектовали бочками для смачивания щеток, и теперь они могут работать на линии без поливомоечной машины, когда она уезжает заправляться водой. Такая дозаправка занимает около четверти рабочей смены, и все это время тракторы раньше простаивали.
Еще один лайфхак - во время пересменки оставлять погрузчики прямо на улицах и доставлять к ним водителей на дежурной машине: сам погрузчик передвигается слишком медленно. Выиграть удалось еще не менее двух часов, а результативность работы выросла почти в два раза.
Инвентаризировав материальные ресурсы, на предприятии избавились от излишков, а на вырученные деньги провели ремонт, замену светильников на энергосберегающие и модернизацию отопления в столовой для водителей, установили новую сантехнику и вытяжную вентиляцию. А на средства поддержки ФЦК приступили к оптимизации постов ремонта спецтехники.
- При правильном подходе предприятия ЖКХ показывают действительно высокие результаты, и, думаю, нам предстоит еще немало свершений в этой сфере, - считает руководитель проекта ФЦК Кирилл Котляр. - Челябинские дорожники по итогам года вошли в число лидеров нацпроекта, а найденные на предприятии решения рекомендованы к тиражированию в аналогичных подрядных организациях, ответственных за уборку дорог и других объектов инфраструктуры.
Кстати
По нормам очистка проезжей части после окончания снегопада должна осуществляться в течение четырех часов. При этом допускается временное формирование снежных валов в прилотковой части дорог с их последующим вывозом на специально отведенные площадки. За нарушение этого требования предусмотрены крупные штрафы - только за первую декаду января челябинским дорожникам выставлен счет на 3,1 миллиона рублей. Прежде всего внимание подрядчиков власти акцентировали на очистке остановочных платформ, вывозе снега, уборке тротуаров и пешеходных переходов. По данным мэрии, только за последнюю неделю с городских улиц вывезено около 56 тысяч кубометров мусора и более 118 тысяч кубометров снега.