19.01.2023 19:55
Экономика

Как в России в 2022 году внедрялись цифровые технологии

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Столичный выпуск: №12 (8957)
Все показатели национальных целей в сфере цифровой трансформации были перевыполнены, а портал "Госуслуги" состоялся в 2022 году как система обслуживания граждан. Об этом рассказали вице-премьер Дмитрий Чернышенко и глава минцифры Максут Шадаев. При этом в ближайшие годы предстоит сделать прорыв в промышленном программном обеспечении (ПО), а минцифры планирует оказывать существенные меры поддержки стартапам.
Читать на сайте RG.RU

По словам Дмитрия Чернышенко, прошлый год был крайне важным для отрасли. В первую очередь потому, что происходила переориентация на новые рынки и направления. "Мы смогли добиться значимых результатов, все показатели национальных целей были перевыполнены. Уровень достижения цифровой зрелости составил 65,8%, доля массовых социально значимых услуг, переведенных в электронный вид, - 99,97%, доля домохозяйств, куда проведен доступ к интернету - 86,1%", - заявил вице-премьер.

Ключевую роль в этом сыграл портал "Госуслуги". По словам Максута Шадаева, сегодня можно с уверенностью утверждать, что "Госуслуги" состоялись как система массового обслуживания граждан. "Количество пользователей портала достигло отметки 100 млн. За последние три года это число выросло больше чем на 40%. Ежедневная аудитория выросла в четыре раза - это почти 10 млн человек", - сообщил министр. При этом более 11 млн человек пользуются приложением "Госуслуги.Культура", а 2 млн автомобилистов открыли для себя приложение "Госуслуги.Авто".

Самыми востребованными услугами стало назначение различных льгот и пособий. "По ним подано 27 млн заявлений. В конце 2022 года запустилась новая услуга - единое пособие для семей с детьми. На сегодня таких заявлений порядка 2 млн. Уже 1,2 млн из них рассмотрено", - сообщил глава минцифры.

Очень востребованным оказался и сервис Fan ID, который неоднократно критиковали болельщики. Карту болельщика оформили уже 350 тысяч человек. "Для нас вызов на этот год - сделать весь процесс оформления карты в электронном виде, без необходимости посещения МФЦ", - отметил министр.

Госуслуги состоялись как система массового обслуживания граждан

Огромный объем задач в 2022 году был посвящен импортозамещению ПО и оборудования. При этом приятным сюрпризом стал высокий уровень импортозамещения в сфере ПО и высокий уровень зрелости таких продуктов. "Почти 80% зарубежного ПО уже имеет отечественные аналоги", - заявил Чернышенко. Существенную роль в поддержании темпов развития отрасли сыграли меры поддержки, реализованные в 2022 году. Так, за этот период число аккредитованных IT-компаний увеличилось в 5 раз, до 20 тысяч. А сумма выданных ипотечных кредитов IT-специалистам составила 53 млрд рублей. При этом в 2023 году приоритетом для минцифры станет поддержка стартапов. Нужно обеспечить спрос на их продукты.

Толчком для развития импортозамещения в промышленности должно стать формирование индустриальных центров компетенций. Кроме того, в конце года правительство подписало соглашения с госкомпаниями по развитию шести высокотехнологичных направлений. Результатом этого сотрудничества должно стать появление в 2023 году российских аналогов CAD и ряда других систем.

"Бизнес включился в процессы импортозамещения вместе с государством и готов вкладывать в это деньги: на 300% вырос спрос на отечественное ПО с 2021 года; более 155 млрд рублей инвестирует бизнес в импортозамещение ПО", - подвел итог глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко.

Между тем

С 23 января на "Госуслугах" начнется прием заявок на отсрочку для сотрудников IТ-компаний в рамках весеннего призыва, сообщило минцифры в своем telegram-канале. Надо успеть подать заявления до 6 февраля. На отсрочку могут претендовать сотрудники от 18 до 27 лет, работающие по трудовому договору, имеющие высшее образование по специальности из перечня подпадающих под отсрочку и проработавшие в аккредитованной IТ-компании не менее 11 месяцев с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года.

Подготовила Нина Егоршева

Связь