На XIV съезде Национального союза производителей молока (Союзмолоко) 24 января в Москве участники молочного рынка страны подведут итоги непростого для экономики 2022 года и обсудят новые цели и задачи, стоящие перед отраслью. На прошлогоднем XIII съезде, в котором принял участие и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев (главу Минсельхоза РФ ждут и на нынешнем мероприятии), отмечалось, что главный ориентир для молочной отрасли - это показатели, заложенные в Доктрине продовольственной безопасности страны. Пока Россия не обеспечена молочной продукцией по тем показателям, которые были установлены в Доктрине (в планах российского молочного рынка - достичь обеспечения своей молочной продукцией до 90%).
Продовольственная независимость как уровень самообеспечения (который является соотношением объема отечественного производства продукции к объему внутреннего потребления) - задача, получившая новый толчок в 2022 году. Стало понятно, что импортозамещение сегодня - это главное, к чему должны стремиться все сферы экономики России. Приоритет самообеспечения страны ресурсами, сырьем и готовой продукцией ставился перед экономикой еще в предыдущие годы, а после февраля 2022 года, с ужесточением санкций Запада в отношении России, эта цель стала еще более актуальной. Из России ушла часть иностранного бизнеса. А работа в России компаний из недружественных стран сегодня вызывает сомнения в правильности такого подхода. Стране пора опираться на собственные ресурсы - свои силы, своих людей, свое сырье и технологии, все это у России есть.
При этом хотелось бы, чтобы компании, уходя с российского рынка, выбирали более корректную тактику. На этом акцентировал внимание в одном из своих интервью руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А.Никонова, академик РАН Александр Петриков. "Что касается деятельности зарубежных компаний в молочной отрасли, - прокомментировал он, - то здесь наблюдается пестрая картина. Ряд компаний приостановили какие-то направления своего бизнеса, например, новые инвестиции, но сохранили производство пищевой продукции, в том числе молочных продуктов. Скажем, на прилавках по-прежнему есть продукция PepsiCo - брендов "Домик в деревне", "Веселый молочник", "Чудо", "Имунеле" и других. Nestle стала сужать ассортимент своей продукции, но остается на рынке. Концерн Valio продал российский бизнес группе компаний "Велком", продолжено производство товаров бренда Viola. Благодаря этой сделке бренду не пришлось уходить с российского рынка, а сотрудники Valio сохранили рабочие места". Но есть и другой подход. Например, французская компания Danone, которая устойчиво работает в России уже более 20 лет, в октябре 2022 года все же заявила, что уходит. Но затем наступила тишина. "Видимо, компания находится под сильным политическим давлением как со стороны французских властей, так и ряда акционеров. Но раз такое решение принято, важно избрать достойную форму его реализации", - заметил Александр Петриков.
По данным СМИ, компания начала попытки продать свой бизнес в России игрокам молочного рынка, причем сообщается, что сумма бизнеса, по оценке экспертов, может составлять около 1 млрд долларов (70 млрд рублей). Однако к настоящему времени нет информации о каких-либо результатах.
Эксперт подчеркивает, что в идеальном варианте при уходе бизнеса с рынка зарубежные компании могут передавать активы российскому менеджменту или продать российскому инвестору. Если допустить, что продать бизнес полностью у Danone может не получиться и французы решат торговать заводами в розницу, это может развалить бизнес, а, возможно, и привести молочный рынок к временному коллапсу, ведь на полках магазинов стоит масса молочной продукции под брендами "Danone", "Простоквашино", "Актимель", "Био Баланс", "Тёма", "Даниссимо", "Активиа" и другие.
"Трудно поддаются оценке возникающие при этом репутационные потери. Они неизбежно возникнут не только у покупателей, но и у многочисленных российских партнеров корпорации - поставщиков сырого молока и других ресурсов; вузов и НИИ, с которыми Danone завязала партнерские отношения", - полагает Петриков. И говорит, что российские законодатели и властные структуры не должны равнодушно взирать на то, как крупный западный бизнес, зарабатывающий сотни миллионов долларов в год на России, при уходе с рынка может разрушить сложившуюся систему, бренды, завоевавшие доверие потребителей. Как считает доктор экономических наук, почти 10 лет (с 2007 по 2016 годы) занимавший пост заместителя министра сельского хозяйства, подобные ситуации нужно регулировать законодательно. Например, запретить такую распродажу активов системообразующими компаниями, и ограничить для госбанков возможность проводить подобные сделки, которые противоречат интересам страны.
Очевидно, задачи импортозамещения в молочной отрасли и защита российского рынка от западного бизнеса, который, даже уходя, может нанести стране ущерб, сохранение давно работающих производств и рабочих мест для тысяч россиян, трудящихся на таких заводах, должны стать одной из важных тем предстоящего съезда Союзмолока. Российские производители заинтересованы в обеспечении рынка собственной продукцией и в своем развитии. Зарубежные компании могут смело покинуть Россию, но обязаны сделать это корректно, с бережным отношением к людским и производственным ресурсам.