24.01.2023 03:00
СЗФО

В Поморье транспортную реформу отложили до февраля

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №14 (8959)
С началом январских морозов в Архангельской области на "передовую" снова вышла проблема автобусных перевозок. Несмотря на то что цены на билеты в Поморье выросли еще в конце декабря - в Архангельске стоимость городского проезда увеличена с 34 до 36 рублей, а в Северодвинске - с 35 до 37 рублей, - людям приходится подолгу мерзнуть на остановках общественного транспорта. Почему так происходит, разбиралась спецкор "РГ".
Ожидание транспорта зимой — не самое приятное занятие. / РИА НОВОСТИ / РАМИЛЬ СИТДИКОВ
Читать на сайте RG.RU

Поток жалоб от пассажиров Поморья вырос, когда начались 30-градусные морозы. Машины у многих северян в эти дни не заводились, а таксисты, почувствовав спрос, мгновенно начали поднимать цены. Автобусов людям сейчас приходится ждать на остановках не пять минут, а раза в три-четыре дольше. Когда же транспорт все-таки "подруливает", ехать пассажиры вынуждены в давке.

- Обратите внимание на работу нашего маршрута - хуже не бывает... Порой на линии ходит только один автобус! - возмущаются жители Северодвинска.

В ответ власти проверили выход транспорта на городские маршруты - факты подтвердились. Причину в администрации Северодвинска также назвали - новый перевозчик, приступивший к обслуживанию нескольких городских линий, недобросовестно выполняет свои обязательства.

В пресс-службе города сообщили, что нарушаются сразу несколько пунктов контракта: на некоторых маршрутах работает по одному автобусу вместо четырех, не хватает машин на пригородных линиях, расписание не соблюдается, автобусы не подключены к региональной транспортной службе, которая позволяет в онлайн-режиме вести контроль движения машин.

В Москве запустили рейтинг транспортной доступности новостроек

- Непонятно, на что рассчитывал перевозчик, осознавая, что исполнить контракт не способен, - говорит глава Северодвинска Игорь Арсентьев. Перед началом первой рабочей недели 2023 года он анонсировал расторжение контракта с компанией в одностороннем порядке. Причина - "недобросовестный подход к обязательствам". Далее власти планируют направить уведомление в УФАС для включения перевозчика в реестр недобросовестных поставщиков. А пока нагрузку приняли другие транспортные компании города.

Новый перевозчик, приступивший к обслуживанию нескольких городских линий, недобросовестно выполняет свои обязательства

Тем временем в Архангельске пришлось перенести на более поздние сроки долгожданную транспортную реформу. Стартовать она должна была с 1 января 2023 года - специально для столицы Поморья в Минске и Набережных Челнах изготовили полторы сотни больших и комфортных автобусов, призванных полностью заменить на улицах города допотопные пазики. Новые автобусы, работающие на газомоторном топливе, в Архангельск большей частью прибыли. Но вот на маршруты пока вышли...

В правительстве региона сообщили, что начало реформы задержали зарубежные партнеры - сорвали поставки, необходимые для открытия в столице Поморья газомоторной заправочной станции.

Начать работу она должна была еще в декабре, но провести наладку аппаратуры вовремя так и не удалось. Вся загвоздка - в программном обеспечении, которое поставщики не смогли вовремя направить в Архангельск по причине "санкционной политики". В итоге новый перевозчик не смог вывести машины на улицы.

- Отсутствие заправочной станции для нас стало форс-мажором, по причине которого мы не сможем начать выполнение своего обязательства по перевозке пассажиров с 1 января, - заявил еще в декабре представитель компании-перевозчика Роман Панкратов.

Одним словом, масштабное обновление автопарка откладывается - открыть новую заправку в Архангельске смогут не раньше февраля, а чтобы предотвратить транспортный коллапс, администрации города пришлось в экстренном порядке начать заключение временных контрактов (на первый месяц года) с прежними перевозчиками.

- С учетом того что газовая заправка будет введена в эксплуатацию только 25 января, то этот месяц - январь - нам позволит более четко подготовиться, - считает глава города Дмитрий Морев.

В администрации Архангельска признают, что количество автобусов на рейсах оставляет желать лучшего. Власти рассказали и о том, что сложности с выходом автобусов на маршруты возникали в основном в связи с болезнью водителей (в Поморье сейчас высокая заболеваемость гриппом), техническими неисправностями, а также по причине усиления морозов в ночное время.

- Не было "пятого"... он просто проехал! - жалуется в соцсетях жительница города. - Люди с маленькими детьми долго стояли на улице.

Как выяснила "РГ", сегодня на автобусных линиях Архангельска продолжают работать прежние, "дореформенные" транспортные компании - значит, еще какое-то время горожанам придется мерзнуть на остановках и ездить в битком набитых маленьких пазиках.

При этом один из предпринимателей "сбежал", оставив без хозяина маршрут в южные районы Архангельска.

- Перевозчик уведомил о невозможности исполнения рейсов по данному маршруту. Автобусы возобновят движение с 1 февраля, когда к работе приступит новый перевозчик, - сообщили "РГ" в отделе транспорта и связи администрации города.

Власти обещают, что в феврале, с выходом на улицы Архангельска новых низкопольных автобусов, время ожидания транспорта на городских остановках уменьшится. Тем временем архангелогородцы пристально следят за тем, как пассажирские машины прибывают в Архангельск.

- Пока вы спали, на трассе М-8 "Холмогоры" на пути в столицу Поморья были замечены еще несколько новых автобусов LOTOS, - сообщают землякам активисты общественного движения Архангельска "Здоровый автобус".

СЗФО Архангельская область Ненецкий АО