Закон разрабатывался по инициативе депутатов Госдумы РФ. Парламентарии отметили слабый эффект от ранее действовавших санкций. Водители мусоровозов и самосвалов "экономили" на вывозе мусора на предназначенные для этого полигоны. Эта услуга стоит десять тысяч рублей, а штраф за нелегальный вывоз контейнера с отходами (если удавалось подловить водителя) составлял всего две тысячи.
Теперь такие нарушения должны выявлять автоматически, оплачивает же штраф собственник машины. Если водитель не проникнется заботой об окружающей среде и снова избавится от мусора в неположенном месте, автомобиль могут конфисковать. Речь, конечно, не об одноразовых стаканчиках и пакетах, которые летят из ветровых окон, хотя это тоже не на пользу природе. Строго наказывать будут за выгруженные прямо на обочине дороги или в ближайшей лесопосадке отходы производственной деятельности.
Безусловно, нововведение полезное, однако опрос корреспондентов "РГ" выявил, что на юге к нему не готовы: не позволяет техническое оснащение. Да и сами граждане относятся к этому неоднозначно.
В Ростовской области дорожные видеокамеры наблюдения фиксировать, как водители выбрасывают мусор, не умеют.
- За водителями, если они выбрасывают отходы, думаю, должны следить муниципалитеты и собственники автодорог, - сказала директор Центра безопасности дорожного движения региона Татьяна Русанова. - Но, конечно, если патруль ГИБДД это увидит, сотрудники полиции примут необходимые меры - заведут дело. Что касается фотовидеофиксации камерами, находящимися в ведении нашего центра, то они по своим техническим возможностям могут фиксировать только несоблюдение правил дорожного движения.
В Крыму нарушения правил при обращении с бытовыми, строительными или промышленными отходами камерами тоже не фиксируются.
- Много было разговоров на эту тему, но ни одного примера такой практики мне не известно, - рассказал "РГ" председатель регионального представительства АНО "ЖКХ-контроль" Анатолий Петров. - С технической точки зрения я не вижу никаких особых проблем или затрат на то, чтобы настроить существующие системы видеоконтроля на отслеживание еще и мусора в неположенных местах. Другое дело, что самих камер должно быть больше и устанавливать их надо там, где регулярно возникают стихийные свалки. Но, к сожалению, у нас еще нет понимания того, что расходы на установку систем видеофиксации окупятся и принесут пользу обществу.
В ГИБДД Крыма ответили, что пока не готовы комментировать привлечение комплексов видеофиксации к контролю над вандализмом на дорогах и обочинах.
- Это пока вне нашей компетенции, нам нечего сообщить, - пояснили в пресс-службе ведомства.
В министерстве экологии и природных ресурсов, в чьем ведении находятся леса, сообщили, что не могут с помощью видеокамер фиксировать действия граждан.
- У Государственного лесного надзора есть так называемые лесохранители, это видеокамеры, настроенные на фиксацию дыма или возгорания, чтобы вовремя оповестить службы о ЧП, - пояснили в минэкологии. - Но на фиксацию варварского поведения они не настроены.
Остро стоит вопрос с выбросом отходов из транспортных средств в Дагестане. Учитывая, что в прошлом году регион стал одним из самых популярных туристических направлений наряду с Кубанью, Алтаем, Карелией и Байкалом, эта проблема коснулась не только местных жителей. Практически весь мусор здесь вывозят на несанкционированные свалки, так как ни один из проектов строительства мусороперерабатывающих предприятий не реализован.
Это приводит к экологическим проблемам. К примеру, постоянно горит свалка около Махачкалы. Ей более 30 лет, за это время там образовалась мусорная гора высотой до 40 метров.
Официально вывозить отходы туда запрещено. Останавливать регулярно следующие в этом направлении грузовики, а многие выбрасывают мусор по дороге, похоже, никто не собирается. Тут бы и пригодились автоматические камеры для фиксации нарушителей.
В группе компаний "Урбантех", занимающейся внедрением в Махачкале и других городах страны интеллектуальной транспортной системы, считают инициативу актуальной. Коммерческий директор компании Даниил Хазов рассказал "РГ", что подобный опыт в стране имеется. С 2021 года Московская область взяла под контроль перевозку отходов строительства от площадки до полигона.
- Основной элемент платформы - это нейросеть, которая выявляет в потоке данных, поступающих с комплексов фотовидеофиксации, содержимое кузова, сверяет регистрационные знаки с региональной платформой "Электронный талон", а также определяет локацию вероятной выгрузки отходов за пределами официальных полигонов. Платформа автоматически составляет досье с доказательствами для инспекторов минэкологии Московской области, которые выносят постановление в адрес нарушителей. За полтора года работы платформы удалось на 46 процентов сократить количество нелегальных свалок, - рассказал Хазов.
Подобную систему фиксации нарушений в соответствии с последними поправками в КоАП, по его словам, можно внедрить в Дагестане и других регионах страны. При этом источником данных может быть не только информация с комплексов фотовидеофиксации, но и видеопоток с камер "Безопасный регион". Однако пока жителям республики остается лишь надеяться, что эта система заработает и у них.
Тем временем
Использование камер видеонаблюдения для наказания за незаконный сброс мусора одобряет подавляющее число россиян. Это выяснилось в результате опроса сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, в котором приняли участие 1600 респондентов из всех округов страны. За усиление контроля проголосовали 79 процентов россиян, не поддерживают их только восемь процентов. Доводы противников: "Я вообще против всех камер. Слишком начинают влезать в личную жизнь"; "Нужно сначала создать нормальные условия для утилизации мусора"; "Столкнулся с тем, что меня незаконно оштрафовали за неоплату парковки... Во избежание ошибок лучше такие штрафы не вводить".
Интересно, что автомобилисты поддерживают инициативу чаще, чем те, кто не водит машину. Последние затрудняются с оценкой поправок.