Петр Николаевич, массовые визиты лесных жителей в жилые кварталы - необычное явление или раньше подобное уже случалось?
Петр Федотов: Дикое животное на оживленных городских улицах скорее нештатная ситуация, чем норма, хотя ничего сверхъестественного в этом нет. Животные постоянно перемещаются. Участки лесов, кустарников, болот, озер и рек, прилегающих к населенным пунктам, - такая же естественная среда их обитания. Выходить к людям зверей обычно заставляют какие-то тревожные (экстренные) для них обстоятельства или бескормица. Нередко косуль встречают около неухоженных, заросших бурьяном деревень, где можно добыть корм. Они, скорее всего, и не собирались заходить вглубь, да неожиданно залаяла собака, испуганная косуля выскочила из бурьяна - и в деревню, где мечется среди домов.
На самом деле дикие животные появляются возле городов и сел значительно чаще, и далеко не всегда они голодные. Просто заблудились. Да, такое случается, особенно с молодняком. Примерно за неделю до отела лосиха отгоняет от себя подросших годовалых лосят. А те не знают, куда им без мамки идти и что делать. Вот и начинают бродить по лесу, выходят на дорогу. Кстати, именно такой молодой, но уже большой лось несколько лет назад забрел на территорию хозчасти одного из заводов в Кургане. Пришлось его временно усыпить, чтобы вызволить из ловушки, в которую он сам себя загнал. Очень часто лисы подходят к домам в поисках кур, зайцы - сладкой коры плодовых деревьев. А волков привлекает домашний скот. В соцсетях выкладывают видео нападения волков на собак. До появления мобильных телефонов и интернета не было такого ажиотажа. А сейчас, к сожалению, люди иногда ведут себя, мягко скажем, неадекватно. Увидят ту же косулю - и несутся за ней с телефоном, некоторые горе-охотники еще за ружьем успевают сбегать.
Почему лесные обитатели не боятся машин? По данным регионального профильного департамента, только за 10 месяцев 2022 года на дорогах Курганской области зарегистрировано 87 ДТП с участием диких копытных животных. При столкновении с автомобилями погибло 46 сибирских косуль, 27 лосей и 14 кабанов.
Петр Федотов: К большому сожалению, в таких ДТП гибнут не только животные, но и люди, особенно при столкновении с лосем. В конце лета - первой половине осени у животных начинается период размножения, так называемый гон. В это время они теряют бдительность, осторожность, много перемещаются, в том числе выходят на дороги. Если, допустим, лось почуял, что самка находится на другой стороне трассы, он устремляется к ней, не обращая внимания на машины. Кроме того, много ДТП фиксируют в мае-июне, в период отела у лосих. Как я говорил, самка отгоняет от себя годовалых лосят и занимается новорожденными. А старшие, предоставленные сами себе, не чувствуют страха. Они-то в основном и становятся жертвами ДТП.
Зимняя миграция сибирских косуль также сопровождается частыми авариями. Кочуя с места на место, животные иногда вынуждены пересекать автомагистрали. Все их внимание сконцентрировано на движении в составе стада. И если стадо, небольшая группа или даже отдельные особи нацелились перескочить дорогу, то, делая рывок, уже не останавливаются и не меняют направление бега. При этом они часто не замечают и не реагируют на шум машин, бросаясь под колеса.
Животные выходят на дорогу всегда в одном и том же месте?
Петр Федотов: Угадать точное место, конечно, невозможно. Но есть определенные участки, которые должны знать все водители. К примеру, очень опасная трасса на Екатеринбург, в частности, от Кургана до поворота на Чаши (Каргапольский район). Здесь столкновения отмечали практически в одном километре от областного центра, начиная от кольца на Екатеринбург. Сбивали и кабанов, и лосей, и косуль. Достаточно много таких участков в Шадринском, Далматовском и Катайском районах.
Такое впечатление, что диких животных у нас прибавилось…
Петр Федотов: В большинстве охотхозяйств численность копытных животных действительно выросла, поскольку люди заинтересованы в развитии угодий, увеличении численности охотничьих животных. Охотпользователи вкладывают средства в охрану, проводят биотехнические мероприятия, направленные на сохранение объектов животного мира, ведут борьбу с хищными животными, например, с тем же волком. Что касается угодий общего пользования, то, по моему личному мнению, они являются рассадником браконьерства.
Что с этим делать?
Петр Федотов: По закону "Об охоте" общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее 20 процентов общей площади охотничьих угодий субъекта РФ. Полагаю, в закон надо внести изменения (кстати, этот вопрос уже рассматривает Госдума): предоставить субъектам право самим определять процент общедоступных охотничьих угодий исходя из финансовых возможностей. Регионы по обеспеченности очень разные. Площадь общедоступных угодий должна зависеть от численности егерей и охотоведов, которых способен содержать бюджет. Неправильно, когда один охотовед обслуживает несколько районов, а в общедоступных угодьях отсутствует егерская служба.
Как вы считаете, справедливо наказывать водителя за сбитое животное, неожиданно выскочившее на дорогу?
Петр Федотов: Вопрос ответственности автомобилиста за ДТП с дикими животными и возмещения вреда - один из наиболее спорных в гражданском праве. Федеральный закон "О животном мире" однозначно обязывает юрлиц и граждан компенсировать ущерб, независимо от того, виновны они или нет. Автомобиль - средство повышенной опасности, поэтому судебная практика сложилась таким образом: виноват тот, кто за рулем. Я в какой-то мере с этим согласен, особенно если стоит предупреждающий знак "Дикие животные", а машина проносится мимо со скоростью 150 километров в час. Тут никакой снисходительности быть не должно. Или бывают случаи: водитель увидел косулю, приготовившуюся пересечь дорогу, думает: просигналю - она остановится. Не остановится! Сама побежит и потянет за собой остальных. Человек на то и человек, чтобы думать, прежде чем предпринимать какое-либо действие. У нас, возможно, дорожных знаков недостаточно. Но это вопрос к профильному департаменту. Егеря и охотоведы прекрасно знают, где идет миграция. Информацию необходимо оперативно передавать в ГИБДД, чтобы установили знаки. Еще один момент: дороги прокладывают в непосредственной близости от лесных массивов. Нужно делать расширительные полосы. Это спасло бы не только сотни животных, но и жизни многих людей. Одновременно расширительные (их можно назвать как угодно) полосы стали бы барьером для огня. Нередки случаи, когда из-за выброшенного из машины окурка возникал большой пожар.
Дикие животные могут быть заразны, поэтому не стоит к ним близко подходить. К примеру, лисы часто болеют бешенством и в это время ведут себя неадекватно, не боятся людей. Поэтому задача родителей - объяснить детям, почему от них нужно держаться подальше, ни в коем случае не гладить и не пытаться покормить. Последствия от укуса бешеной лисы могут быть самыми печальными. А с бешеным волком вообще лучше не встречаться - он чрезвычайно опасен и агрессивен.
На заметку
За уничтожение охотничьих ресурсов по неосторожности, в том числе в результате ДТП, владелец транспортного средства обязан возместить вред, нанесенный природе: за сбитого лося - 80 тысяч рублей, косулю - 40 тысяч, кабана - 30 тысяч рублей.