Что предлагается? Согласно поправкам, для пересечения границы на машине необходимо будет зарезервировать дату и время через платформу государственной информационной системы электронных перевозочных документов, которую ведет минтранс. По сути, речь идет об электронных путевых листах. Очевидно, что у обычных водителей никаких путевых листов не бывает. Ни электронных, ни бумажных. Разве что у таксистов. Но они за границу не возят.
Как пояснил "РГ" руководитель аппарата Комитета Госдумы по транспорту Ираклий Асламазов, те, кто ездил на автомобиле за границу, видели многокилометровые пробки из грузовиков, которые ожидают своей очереди на проезд через пункт пропуска. При этом водители стоят на обочине без всяких удобств.
А именно, нет туалетов, нет мест, где можно помыться, нет кафе. А стоять так могут неделями. Вот чтобы упорядочить эту систему и сократить очереди на обочине, и был разработан законопроект.
Водители или владельцы транспорта смогут заранее забронировать дату и время приезда на пункт пропуска и приехать к этому времени на место.
Кроме того, законопроект предусматривает создание площадок ожидания для таких машин, оборудованных в том числе туалетами и кафе. Но обычных частных автовладельцев нововведение не коснется вовсе.
Если машина приедет без записи? На этот вопрос ответил глава думского комитета Евгений Москвичев на радио "Бизнес FM".
По его словам, пожалуйста, пусть стоит в общей очереди, если ему так нравится.
"Цель законопроекта - упорядочивание движение грузового транспорта, следующего через пункт пропуска", - прокомментировали "РГ" законопроект в пресс-службе минтранса.
Резервирование даты и времени будет осуществляться с использованием государственной информационной системы электронных перевозочных документов на безвозмездной основе, отмечают в ведомстве.
"Перечень пунктов пропуска, в отношении которых устанавливается резервирование, будет определен дополнительно исходя из ситуаций, складывающихся на подъезде к ним. По мере необходимости данный перечень будет корректироваться с учетом создания необходимой инфраструктуры", - добавляют в минтрансе.
Перевозчики полностью поддерживают идею введения электронной очереди на пропускных пунктах на границе. Об этом "РГ" сообщил президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
- Мы уже несколько лет пишем и говорим о необходимости внедрения такой системы в разных инстанциях, - говорит эксперт. - Взять, к примеру, Верхний Ларс (пункт пропуска в Грузию. - Прим. ред.). Как только ввели запреты для проезда грузовиков в Европу, перевозки пошли через Турцию и другие страны. Так на границе с Грузией месяцами перевозчики стоят. А когда у перевозчика будет электронный пропуск, он к нужному времени загрузился тем или иным товаром, приехал и прошел. Это очень положительная тенденция.
По словам Владимира Матягина, электронная очередь на границе - не новость. Она уже была организована при пересечении границы Финляндии. И это было удобно всем. И фуры не стояли сутками.
Также он отметил, что обустройство дорог перед границами отстойниками, местами отдыха - это тоже хорошо. По его словам, перевозчики еще два года назад акцентировали внимание на ситуации на китайских границах, там нет ничего. Водителю отдохнуть негде. Заснет, его объедут. Обочины на подъездах к границе загажены. А если будут места отдыха и электронная очередь, то водитель приедет заранее в отстойник, поест, отоспится и к нужному времени подаст машину на пропускной пункт. И логистическим компаниям будет удобнее планировать перевозки.
Предполагается, что изменение должно вступить в силу уже с 1 марта этого года. Хотя, судя по тому, что проект снят из базы для доработки, есть риск, что так быстро его не примут.
Андрей Моисеев, руководитель правового департамента ООО "Ресурс Лекс":
- Такая мера, конечно, не избавит напрямую от очередей. С серьезными заторами сталкивались и в декабре, и в январе. Как указывают официальные источники, пропускается лишь часть от нормы. В этой ситуации попытка законодательно решить вопрос вполне обоснованна. Это повлияет на доказательство исполнения обязательств перевозчиком. По крайней мере в плане прогноза исполнения своих обязательств.
Дмитрий Завьялов, завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ:
- Электронная очередь для фур - не новость. Такой механизм давно работает со стороны стран ЕС и оправдывает себя как один из инструментов борьбы с заторами. К сожалению, сейчас проблемы с очередями при пересечении границы грузовиками зачастую связаны с другими причинами - вспомним хотя бы очереди на погранпереходах с Прибалтикой, когда таможенные службы ЕС фактически саботировали движение фур.
При этом должен быть предусмотрен механизм электронной очереди без предварительной записи, хотя бы для тех автомашин, которые в силу, например, поломки в пути пропустили свое "окно".
Евгений Уткин, руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК "Деловые Линии"
- Любая организация "живой" очереди способствует оптимизации процесса. Поэтому новые поправки могут ускорить прохождение границ, сократить простои фур и, соответственно, повысить пропускную способность пограничных пунктов. Кроме того, электронная очередь может равномерно распределить потоки автотранспорта по временным слотам и гарантировать получение услуги в указанный срок.