Глава Комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин рассказал, что сегодня доля деревянного домостроения в России в общем объеме возводимого жилья не превышает 10%.
"При этом, если смотреть на соседние государства, Финляндия достигла уже 70%", - сказал Кобылкин на рабочем совещании по вопросу деревянного домостроения.
Он отметил, что, несмотря на высокую потребность в деревянном домостроении, большая доля - более 50% - приходится на серый рынок.
Зампред Комитета ГД по экологии Евгений Марков отметил, что предоставление древесины для строительства дома превратилось в торговлю правом граждан на получаемую древесину. "Мы отсюда получаем теневой оборот. Данная древесина не проходит регистрацию в ЛесЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. - Ред.), мы не видим практически этого оборота", - подчеркнул Марков.
По его словам, выдача сертификатов поможет отрасли индустриальных строительных деревянных домокомплектов и позволит организовать полный контроль за движением древесины. "В целом мы поддерживаем эту инициативу, но механизм использования сертификатов требует детальной проработки", - говорит директор по работе с госорганами Ассоциации деревянного домостроения Вадим Фидаров. При использовании сертификатов у производителей домокомплектов могут возникать кассовые разрывы - изготавливать домокомплект они начнут сразу, а древесину по сертификату получат от заготовителя через некоторое время.
Конкретные параметры - сколько именно древесины и как часто можно получить для строительства дома - сейчас определяют регионы. Обычно желающему выделяется делянка для заготовки, и он должен самостоятельно организовать вырубку, вывоз, распил и пр. Зачастую это сложно, отмечает Фидаров. Если же будет реализована схема с сертификатами, желающий построить дом, как предполагается, подаст заявку на получение древесины через портал госуслуг или другие сервисы, а затем передаст сертификат производителю домокомплекта, который, в свою очередь, использует его для расчетов с поставщиком или заготовителем. Для покупателя это упрощает процедуру и удешевляет строительство дома. В зависимости от технологии стоимость древесины составляет 10-15% от стоимости домокомплекта, говорит эксперт. Если комбинировать использование сертификата со скидками на домокомплекты в 10% (их компенсирует производителю государство), то есть шанс заплатить, к примеру, за каркасный домокомплект не 3,5 млн, а меньше 3 млн рублей. В то же время предполагается оставить и прежний вариант получения древесины, отмечает Фидаров. Он востребован у тех, кто собирается строить дом так называемым хозспособом - своими руками или с помощью случайных бригад.
Для предприятий-заготовителей эта инициатива даст дополнительный приток клиентов "вбелую", ведь сертификат будет выдаваться не на кубометры сруба, а уже на обработанный материал на лесопилке, говорит директор по продажам HalleHouse Вячеслав Котлов. Для застройщиков это даст меньше возможностей для "серых" экспериментов. Однако после понижения цен на древесину они все менее актуальны. "Для конечных клиентов, особенно по льготной ипотеке на самостоятельное строительство, я вижу только плюсы, - отмечает он. - Прозрачно, меньше затрат на обработку. Вот только качественно построить самому дом из дерева без проекта, технического надзора и опытных рабочих крайне сложно".
Предлагаемый механизм позволит усилить контроль за движением древесины, но покупателю, изготовителю домокомплекта и поставщику древесины никаких ощутимых выгод этот механизм точно не принесет, считает управляющий партнер NORDHUS Ольга Магилина. "Возникнет лишь дополнительная "бумажная работа", увеличивающая, по сути, транзакционные издержки бизнеса и открывающая новые возможности для разнообразных "перегибов на местах". Дешевле и удобнее точно не станет, ведь физлицо с сертификатом на мизерный объем древесины должно как-то встроиться в существующие хозяйственные связи и отработанные цепочки поставок", - говорит она. У задач, связанных с увеличением объема деревянного домостроения, есть гораздо более простые и эффективные пути решения, говорит Магилина. Например, через господдержку ипотечных программ на строительство деревянных домов.