Контракт на выполнение сезонных и круглогодичных работ по очистке города - долгосрочный, действующий в 2022-2025 годах, - МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" (СЗГХ) Нижнего Тагила и МУП "Тагилдорстрой" заключили прошлым летом. Содержание в порядке улично-дорожной сети оценили в сумму более 1,1 миллиарда рублей. Длинный перечень работ включает, помимо, например, уборки снега и очистки улиц от грязи и опавшей листвы, также вывоз мусора с газонов, дорог и остановок. Однако, по мнению прокуратуры, сбор и вывоз ТКО в городе относится к компетенции регоператора, а не МУП.
"Заказчиком в одном лоте были выставлены на аукцион в качестве объекта закупки различные услуги, часть из которых может осуществляться исключительно специализированными компаниями, работающими с ТКО, что прямо противоречит действующему законодательству", - приводит цитату из искового заявления зампрокурора Павла Родченкова местное издание v-tagile.ru.
Иск прокуратуры "в интересах муниципального образования город Нижний Тагил в лице администрации города Нижний Тагил" Арбитражный суд Свердловской области принял и возбудил дело. Предварительное судебное заседание назначено на конец февраля. А к участию в деле в качестве третьего лица, "не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора", привлечен регоператор "Рифей".
Интересно, что возбуждение дела, кажется, стало неожиданностью для всех сторон. В мэрии от комментариев растерянно отказались, а директор МУП "Тагилдорстрой" Игорь Васильев назвал ситуацию странной.
- Считаю, просто возникло недопонимание. У нас есть такие позиции, как сбор случайного мусора, отходов после работы автопылесосов на дорогах, кошения травы, порубочных отходов, очистка после Дня города. Мы заключаем договор и увозим такой мусор на полигон. А нам говорят: вывоз мусора - дело регоператора, - недоумевает Васильев.
Он уверен, что это забота дорожников - и не только по сложившейся традиции, но и согласно простой логике. По словам Васильева, обычно по улице идет уборочная техника, а за ней - самосвал. Если косят траву, отходы тоже сразу грузят и увозят.
- Я десять лет в отрасли и не представляю, как это можно делать по-другому. Какие-то площадки специальные в городе строить, что ли, чтобы туда свозить отходы? Но зачем? Набрать 500 мешков травы и ждать, пока их увезет регоператор? Или взять территорию вокзала - там ежедневно работают два наших человека, специально закреплены. Собирают мусор из урн, с остановок, выставляют полные мешки на дорогу. Вскоре их увозят. Как это будет делать кто-то другой, где он возьмет технику, людей, не знаю, - продолжает глава МУП.
Директор МУП "Тагилдорстрой", кажется, даже не против избавиться от этих обязанностей, но уверен, что это не рационально. При том, что, по его словам, о лишении предприятия существенной части доходов речь не идет. В отличие от таких емких статей, как, например, уборка снега или ямочный ремонт, контракты "на мусор" небольшие, составляют не более пяти процентов общего объема. С другой стороны, пять процентов от миллиарда - тоже немалые деньги…
А как обстоит дело в других крупных городах региона? В Екатеринбурге, например, уборкой районов занимаются ДЭУ, регоператор на дорожную грязь не претендует.
- У нас подобных ситуаций не было. Мы вывозим ТКО из контейнеров и готовы вывозить также листву и ветки до полутора метров длиной - после субботников, например. Отдельного контракта для этого не требуется. Но, конечно, мусор из урн мы не забираем - это задача дворников, которые очищают урны и вывозят их содержимое на контейнерные площадки. А уборкой листвы, веток и другого мусора с вокзалов и дорог занимаются ДЭУ - это их компетенция, - рассказал "РГ" руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ "Спецавтобазы" Александр Александров.
Точку зрения тагильского регоператора узнать не удалось. "Мы привлечены в качестве третьего лица, поэтому не можем комментировать эту ситуацию", - сообщили в группе по связям с общественностью "Рифея".
Некоторые эксперты видят в неожиданном конфликте проблему роста: со старта мусорной реформы прошло не так много времени и полномочия регоператора до сих пор могут вызывать вопросы. Другие называют возможной причиной пробелы в законодательстве. Тем временем до первого заседания суда осталось меньше месяца. И ответчик уже готовится:
- Ждем суда, конечно, напишем отзыв, постараемся донести нашу позицию. Думаю, что и регоператор скажет, что это не в его интересах, - надеется Игорь Васильев.
В случае, если его прогноз не сбудется, а иск зампрокурора будет удовлетворен, регоператору придется искать исполнителя работ по вывозу улично-дорожного мусора.