Для сравнения, новогодние праздники 2022 года, которые длились на один день дольше, позволили собрать кинотеатрам почти на четверть меньше. Количество проданных билетов во время зимних каникул 2023 года выросло на 24,8 процента по сравнению с прошлым годом, а кассовые сборы увеличились на 22,5 процента.
В период с 1 по 9 января 2022 года на сеансы фильмов было продано 10,6 миллиона билетов, кассовые сборы составили 3,6 миллиарда рублей. При этом средняя цена за билет в этом году была даже чуть меньше, чем в прошлом - на 1,9 процента и составила 334,2 рубля за билет.
Львиную долю выручки - 4,2 миллиарда рублей - кинотеатры собрали за счет отечественных фильмов. Лидером российского проката стала семейная комедия "Чебурашка". В новогодние праздники картину посмотрели 8,9 миллиона зрителей, а кассовые сборы составили 2,9 миллиарда рублей - это 65,7 процента совокупных кассовых сборов за восемь праздничных дней.
На втором месте по популярности в новогодние праздники стал мультфильм "Иван Царевич и Серый Волк 5". За восемь дней проката мультфильм собрал 350 миллионов рублей. Замыкает тройку лидеров - отечественная комедия "Непослушник 2". Картина вышла в конце 2022 года. В новогодние праздники выручка от проданных на нее билетов составила 232,2 миллиона рублей.
Реализация программы "Пушкинская карта" также стала фактором, стимулирующим посещать кинотеатры. За новогодние каникулы по Пушкинской карте было приобретено 2,4 миллиона билетов в кино. В 2022 и 2023 годах номинал Пушкинской карты составил по пять тысяч рублей. Всего в программе Пушкинская карта зарегистрировано более 7 миллионов человек. В начале 2023 года к ней присоединилось еще 200 тысяч молодых людей.
Кинотеатры стала больше посещать молодежь, а также семьи. Это подтверждает статистика. По данным трекера "Кинозритель", в 2023 году киноаудитория новогодних праздников существенно изменилась по сравнению с предыдущими годами. В частности, увеличилась доля зрителей 12-17 лет (до 35 процентов от общего числа посетивших кинотеатры), а также доля тех, кто пришел на фильм всей семьей (до 46 процентов).
Согласно опросу, проведенному Фондом кино, зрители, посетившие кинотеатры в новогодние фильмы и, в частности, посмотревшие отечественные картины, дали им высокую оценку. По словам экспертов, рекордные кассовые сборы обеспечил кинотеатрам целый ряд факторов. Прежде всего, это качественная, незаурядная картина, отвечающая сегодняшним запросам потребителей, которая вышла на экраны в новогодние праздники.
"Уход зарубежных кинокомпаний позволил заполнить отечественной индустрии пустующую нишу, - поясняет заведующий лабораторией "Цифровые технологии в логистике" департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Тарасов. - Кроме того, сегодня в обществе активизируется патриотический настрой, любовь к своему, родному, вспоминаются забытые герои и символы. Выход в прокат картины "Чебурашка" оказался своевременным. Для юного поколения - это знакомство с новым героем и доброй историей, для старшего - ностальгия, воспоминания о своей молодости. Таким образом, мультфильм стал символом единения самых разных поколений, что сегодня становится особенно важным. Такая универсальность "Чебурашки" для зрителя любого возраста, несомненно, поспособствовала его успеху в прокате. А период новогодних каникул отлично подходит для походов всей семьей в кинотеатр на просмотр добрых и веселых фильмов, дарящих праздничное настроение в атмосфере всеобщей напряженности".
Будет ли и дальше отечественный прокат показывать рекордные сборы, зависит напрямую от того, насколько качественный продукт сможет выпускать российская киноиндустрия.
"Для того, чтобы отечественный прокат показывал хорошие сборы, нужно больше хороших фильмов, - говорит президент по развитию и стратегии Компании развития отечественных связей (КРОС) Кирилл Лубнин. - Чтобы полностью заменить зарубежные киноленты отечественными фильмами нужно снимать по 10 фильмов в год уровня "Чебурашки".