27.01.2023 12:08
Культура

Пять экспонатов, ради которых стоит увидеть выставку к 1000-летию Суздаля в Новой Третьяковке

Текст:  Инга Бугулова
В Западном Крыле Новой Третьяковки начала работу выставка "Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли" - она посвящена 1000-летию Суздаля, которое будет праздноваться в следующем году.
Западные врата суздальского Богородице-Рождественского собора. / Предоставлено организаторами выставки "Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли"
Читать на сайте RG.RU

"Впервые в истории отечественного музейного дела экспозиция объединяет огромное количество предметов из самых разных соборов и монастырей, музейных пространств Владимиро-Суздальской земли. Это тот редчайший случай, когда музей, представляя свою коллекцию на другой площадке, выдает все, что обычно получить невозможно даже поодиночке. Для нас огромная честь принимать здесь эти древние памятники", - отметила на открытии глава Третьяковки Зельфира Трегулова.

Всего гости увидят более 600 уникальных предметов - клады, иконы, памятники резьбы и шитья, колокольного литья, церковные сосуды и облачения, старинные книги. Треть из них широкой публике показывают впервые.

"Российская газета" рассказывает лишь о некоторых экспонатах, ради которых стоит заглянуть на Крымский вал.

В Петербурге откроется выставка, где зрители смогут заработать, оценивая экспонаты

Западные врата суздальского Богородице-Рождественского собора

Выполненные в 1230-х годах в технике "золотой наводки", распространенной в средневековой Северной Европе, эти врата являются древнейшим памятником подобного рода, созданным на территории Руси. Всего выполненных в такой технике дверей сохранилось меньше десятка, в том числе новгородские Васильевские врата XIV века, привезенные Иваном Грозным в Александровскую слободу, и двери Успенского и Благовещенского соборов Московского кремля.

Техника "золотой наводки" или огневого золочения была довольно популярна в XI-XIII веках в Центральной Европе. Сначала медные листы покрывались сложным по составу лаком, затем на них стилом процарапывали рисунок. Далее листы нагревались до 600-700 градусов, после чего в них втиралась амальгама из золота, растворенного в ртути. Полученная смесь заполняла нанесенный рисунок.

Кстати, за все время своего существования суздальские "златые врата" реставрировались лишь однажды - в XVIII веке, когда их перенесли с деревянной основы на железную.

Владимирская и Боголюбская иконы Божьей матери

/ Предоставлено организаторами выставки "Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли"

Два этих образа Богоматери связаны и представляют собой шедевры древнерусской иконописи. Представленная на выставке Владимирская икона Божьей матери считается работой Андрея Рублева. Это древнейший список чудотворного образа, присланного из Византии на Русь в начале XII века и привезенного из Киева во Владимир в 1155 году князем Андреем Боголюбским. Во время нашествия Тамерлана икону перенесли в Москву, чтобы защитить город, - и нападавшие действительно отошли от города. Тогда же было решено оставить ее в Москве. А в качестве замены Андрей Рублев как раз и создал во Владимире список с чудотворного образа.

Богоматерь Боголюбская в Новой Третьяковке тоже экспонируется в виде списка. В 1155 году, когда князь Андрей переносил Владимирскую икону Божьей матери, ему во сне явилась Богородица. Она повелела оставить образ во Владимире и построить для него дом. Для чудотворной иконы был построен Успенский собор, а на месте явления - Боголюбский монастырь. В память об этом чудесном событии князь повелел написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему. Список со святого образа, который можно увидеть на выставке, по всей видимости, был создан в XVI веке именно в Боголюбском монастыре.

Пятиглавый "царь-фонарь"

/ Предоставлено организаторами выставки "Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли"

Огромный выносной фонарь конца XVII столетия из золоченой меди использовался в дни больших церковных праздников. За небывалые размеры - 2,5 метра высотой - и вес в 10 пудов (порядка 160 килограммов) его прозвали "царь-фонарем". Чтобы вынести фонарь для крестного хода на улицу, требовалось 12 человек, которые водружали себе на плечи бревна, продетые через приделанные к нему специальные кольца.

Саккос (богослужебное облачение) митрополита Илариона Суздальского

Этот экспонат интересен тем, что вообще такое парадное облачение могли носить лишь патриархи. Исключения могли быть сделаны лишь в особенных случаях. Так, выполненный из парчи и бархата саккос был пожалован владыке Илариону царем Федором Алексеевичем по случаю возведения его в сан митрополита Суздальского и Юрьевского. Облачение сшили в мастерских Московского Кремля.

Серия работ "Дерево. Камень. Золото" Сергея Кузнецова

Впервые публика увидит работы главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, выполненные в угольной технике. Для их создания он отсматривал архивные и современные фотографии, иллюстрации архитектурных шедевров Владимира и Суздаля.

"Хотелось сделать фантазийные вещи на тему архитектурного слоя этой земли. Наши предшественники крайне маленьким количеством средств создавали целые миры. И это разговор как раз про лаконичность средств для создания чего-то большего, когда из дерева и камня получается нечто ценное без гигантских вложений средств и ресурсов, а через ограниченную палитру инструментов появляется целый пласт шедевров. Эти впечатления и вылились в такие вот принты", - рассказал Сергей Кузнецов.

Справка "РГ"

Владимиро-Суздальский музей-заповедник, созданный в 1958 году, - главный хранитель предметов, рассказывающих об истории Северо-Восточной Руси и ее жителях. Шедевры из его собрания демонстрируются вместе на столь масштабной выставке впервые. Экспозиция "Великое княжество" будет открыта в Западном крыле Новой Третьяковки до 10 мая.

Музеи и памятники Москва