Госдума выступила с инициативой отмены НДФЛ для отдельных категорий дольщиков, и законопроект уже прошел первое чтение.
Но анализ и мониторинг ведутся постоянно, мы следим за ситуацией на рынке долевого строительства. И стало понятно, что принятие законопроекта права всех дольщиков обеспечивает не в полной мере. Например, в ряде субъектов восстанавливаются права дольщиков с использованием регионального механизма до инициирования процедуры банкротства застройщиков.
Приведу лишь один пример. В Подмосковье возникла ситуация, когда по одному недостроенному дому, входящему в единый комплекс, администрация заключила договор с новым девелопером, а пострадавшим дольщикам из других недостроев этого комплекса предложила равнозначные по площади жилые помещения в других, уже готовых ЖК.
На данном примере видно, что законодательно подобная схема восстановления прав дольщиков предполагает заключение с гражданами-участниками долевого строительства договора по уступке права требования на жилое помещение с последующей передачей помещения в другом новом ЖК.
Таким образом, я как соавтор законопроекта вижу, что необходимо его расширение в части включения возможности освобождения от налогообложения дольщиков, чьи права восстановлены до банкротства застройщика.
Хочу особенно заострить внимание на важном аспекте защиты прав обманутых дольщиков. Важно отделить обманутых граждан от тех, кто занимается скупкой права требования. Граждан, которые специализируются на покупке прав дольщиков с коммерческой целью, скупают жилье с большой скидкой, необходимо, во-первых, выделять из общего пула дольщиков. Во-вторых, и это уже еще одна наша задача, надо установить законодательные рамки таким образом, чтобы перекупщики не пользовались предполагаемой льготой.