30.01.2023 09:59
Общество

На кого учиться: ВШЭ и Минобрнауки представили вторую часть мониторинга российских вузов

Текст:  Мария Агранович
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" при поддержке Минобрнауки России публикуют вторую часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году. Эксперты рассмотрели университеты по укрупненным группам направлений подготовки.
/ Алексей Филиппов/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

По словам научного руководителя ВШЭ Ярослава Кузьминова, у абитуриентов и их родителей стабильные предпочтения, они ориентируются на нормальное, устойчивое развитие экономики и рынка труда в России.

- Это показывает не только устойчивость системы образования, но и то, что она поддерживается ожиданиями людей, - отметил Кузьминов.

Что еще выяснили?

Высокобалльники

В 2022 году ребята с баллами ЕГЭ выше 80 активно поступали на "Востоковедение и африканистику", "Бизнес-информатику", "Дизайн", "Лингвистику и иностранные языки", "Международные отношения".

С баллами чуть ниже 80 - на "Теорию искусств", "Политологию" и "Философию".

Правительство расширило возможности популярного у вузов и абитуриентов онлайн-сервиса "Поступи в вуз онлайн"

В региональных вузах направлениями, на которые поступали выпускники с 90+ баллами ЕГЭ, были "Реклама и связи с общественностью" и "Журналистика и литературное творчество".

А вот примета этого года в том, что 80-балльным направлением перестала быть "Филология". Здесь средний балл абитуриентов снизился на вроде бы незначительные 1,1 балла - с 80,6 в 2021 до 79,5 в 2022, но в баллах ЕГЭ это вполне ощутимая разница.

Самые низкие баллы бюджетного приема - у направлений "Сельское и рыбное хозяйство", "Экология", "Энергетика и энергетическое машиностроение". "Транспортные средства" - менее 60. Это "звоночек". Тем более, что более чем в 30 вузах на этих направлениях средние баллы составляют и вовсе менее 56.

Инженеры

Отдельно стоит отметить ситуацию c приемом на инженерные направления. Прием на них по сравнению с 2021 годом вырос, но не происходит падения качества приема.

Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов

Так, средний балл ЕГЭ по совокупному приему либо остается на уровне 2021 года, либо увеличивается на 0,1 балла: на "Машиностроении", к примеру, в этом году - 62,1 балла, на "Технологических машинах и оборудовании" - 63,5 балла, на "Транспортных средствах" - 58,7 балла против 58,6 балла.

А некоторые инженерные направления, даже несмотря на незначительное снижение приема, отмечают рост качества. Так, средний балл ЕГЭ на направлении "Технологии легкой промышленности" увеличился на 2,3 балла - с 64,8 до 67,1. При этом средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет еще выше - 68 баллов.

Бюджетный прием

В 2021-м году бюджетные места увеличились на 9 процентов. В 2022 году есть небольшое сокращение - на 0,7 процента. Наиболее существенно "поджались" в местах "Энергетика и энергетическое машиностроение", "Экономика", "Сельское и рыбное хозяйство", "Строительство", "Управление качеством". Зато выросло число бюджетных мест на "Педагогическом образовании" и "Транспортных средствах".

Платный прием

В 2022 году, согласно полученным данным, прием первокурсников на контрактное обучение прошел относительно стабильно: есть лишь незначительное сокращение на полпроцента.

Растет спрос на платные места на социально-экономических и гуманитарных направлениях, кроме, правда, "Менеджмента" и "Экономики".

Минобрнауки и ВШЭ подвели итоги приема в вузы в 2022 году

Платный прием значительно, на 14-37 процентов, вырос на направлениях "Востоковедение и африканистика" "Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование", "Дизайн", "Бизнес-информатика", "Реклама и связи с общественностью", "Психология".

Самыми дорогими в 2022 году стали "Дизайн", "Управление водным транспортом", "Морская техника", "Авиационные системы" и "Востоковедение и африканистика". Они же, кстати, были в топе по ценам и в 2021 году.

Доступнее всего по ценам обучение по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Экология", "Филология", "Психология" и "Сфера обслуживания".

Официально

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования:

- Сейчас наша страна сталкивается с трансформацией профессиональных квалификаций. Так, инженерные профессии - новый вызов для высшего образования. Поскольку мы переходим в определенной степени к самообеспечению технологиями, это порождает дополнительные сегменты высококвалифицированных инженерно-технических кадров, но главное - совершенно меняет модель подготовки инженеров. В условиях отказа многих носителей технологий от их поставки и обслуживания в РФ необходимые инженеру компетенции расширяются, его труд приобретает сложность, в нем растет элемент непредсказуемости. Компетенции инженера выходят за рамки стандартных наборов квалификаций. Это необходимо учитывать, когда мы говорим о подготовке студентов по инженерным направлениям.

Образование Высшая школа экономики Минобрнауки