31.01.2023 13:36

Экономист Зубец: Шоппинг перестает быть массовым увлечением и всеобщей религией

Текст:  Алексей Зубец (экономист)
Если верить сообщениям СМИ, низкая потребительская активность россиян вызвала озабоченность правительства. Есть опасения, что неготовность людей тратить деньги на товары и услуги приведет к проблемам для производства и сектора услуг.
/ insur-info.ru
Читать на сайте RG.RU

Действительно, исследования показывают, что по состоянию на конец января готовность людей делать покупки заметно ниже, чем годом ранее. И вообще весь прошлый год экономические настроения наших соотечественников колебались самым причудливым образом, иногда в полном противоречии с опытом многолетних наблюдений.

Первый серьезный пик потребительской активности пришелся на март, когда люди бросились скупать товары длительного пользования в ожидании прекращения поставок и "доллара по 200". Однако паника была непродолжительной. Вместо резкой девальвации рубля началось его укрепление, а импортные поставки никуда не делись, поэтому люди успокоились, и панические покупки прекратились. Летом, когда обычно рынки впадают в спячку из-за сезона отпусков, россияне решили воспользоваться низкой стоимостью импорта из-за дешевого доллара, так что непродовольственный ритейл в это время чувствовал себя довольно уверенно. Неприятности начались осенью, когда в прежние годы как раз начинался подъем покупок.

То ли из-за того, что спрос был уже удовлетворен весной и летом, то ли из-за роста цен на импортные товары, то ли из-за испуга в связи с частичной мобилизацией потребительская активность заметно просела. И совсем уж неприятный сюрприз ожидал ритейлеров в декабре. Обычно в это время покупательная способность растет, работникам выплачивают годовые премии, люди несут их в магазины, из-за чего происходит предновогодний всплеск продаж. В этом году ситуация была ровно обратной: перед Новым годом непродовольственная розница оказалась в заметном минусе. Впрочем, провал оказался недолгим. После завершения новогодних праздников потребительская активность начала восстанавливаться, хотя и отстает на 15-20% от конца января прошлого года.

Если предположить, что отказ от покупок - это вынужденное явление, спровоцированное внешними обстоятельствами, его логичным спутником должен был бы стать рост неуверенности и недовольства в обществе. Однако такового не наблюдается! Уровень неудовлетворенности россиян своей жизнью сейчас находится на уровне января прошлого года или даже несколько ниже его. Доля недовольных своим материальным положением также не растет, несмотря на падение реальных доходов.

Так что налицо какие-то мировоззренческие сдвиги в сознании россиян, которые позволили помирить сокращение расходов и поддержание прежней удовлетворенности жизнью. Приходится признать, что стандарты качества жизни в нашей стране за последние месяцы изменились. Можно предположить, что мы наблюдаем сокращение потребностей до разумного уровня, которое позволяет удовлетворять их при более низком уровне расходов. Шоппинг перестает быть массовым увлечением и всеобщей религией, и причиной тому - значительное сокращение рекламных расходов, вызванное в свою очередь уходом западных брендов с российского рынка. Люди, в сознании которых больше не пытаются вызвать искусственную эйфорию потребительской лихорадки, стали более разумно относиться к действительности, что и приводит к снижению потребительской активности. Так что беспокоиться здесь не о чем, и искусственно подогревать потребительские ожидания тоже не нужно. Похоже, процессы происходят естественные и эволюционные. А бизнесу придется привыкать жить в новых условиях, когда вокруг стало больше экономически разумных, рациональных людей.