По данным Ассоциации морских портов России, снижение оборота сухих грузов компенсировал рост оборота наливных. Заметнее всего, на 26%, снизился оборот контейнеров. А вот объем перевалки наливных грузов увеличился на 3,4%, в том числе сырой нефти - на 7,5%. По регионам грузы также распределялись неравномерно. Почти на 3% снизился оборот в портах Балтийского бассейна, зато вырос на 1,5 - 4% в портах Арктического, Азово-Черноморского бассейнов и Дальнего Востока.
Особенно заметна переориентация контейнерных грузов с запада на восток и юг. По сравнению с прошлым годом перевалка контейнеров в Дальневосточном бассейне за год выросла на 8,2%, в Арктическом бассейне - на 15%, Каспийском - на 14%, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ Дмитрий Завьялов. В итоге, несмотря на все сложности, в декабре прошлого года общий контейнерный оборот российских портов почти вернулся к мартовским уровням прошлого года, отмечает эксперт.
Однако в прогнозе социально-экономического развития России, подготовленном минэкономразвития осенью прошлого года, отмечается, что к 2025 году перевозки грузов морским транспортом могут снизиться более чем на 17% к уровню 2021 года.
Но будут расти перевозки внутренним водным транспортом. Росморречфлот также прогнозирует рост грузоперевозок в 2023 году по внутренним водным путям на 1,4% по сравнению с 2022 годом, до 118,8 млн тонн.
В навигацию 2022 года по рекам России перевезли 117,2 млн тонн грузов, на 6,4% выше показателя 2021 года. Значительно выросли перевозки угля, зерна, стройматериалов.