Кассационный суд подтвердил справедливость наказания водителя, который выехал для обгона на встречку, но завершил маневр уже через сплошную линию разметки. Однако эксперты считают, что в данном случае столь строгое наказание излишне. И целесообразно пересмотреть Правила.
Итак, некто Андриенко выехал на встречную полосу, чтобы обогнать фуру. Он не успел завершить маневр до того, как на дороге возникла сплошная полоса. Согласно Правилам, а также разъяснениям Верховного суда, он совершил грубое нарушение. За него положен либо штраф 5 тысяч рублей, если нарушение совершено впервые, либо лишение прав.
Водитель прошел несколько судебных инстанций. Но во всех получил пояснение, что в данной конкретной ситуации он нарушил Правила. И поэтому должен нести ответственность. Кассационный суд напомнил, что согласно постановлению Верховного суда N20 20.05.2019 действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения с соблюдением требований Правил, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Чем руководствуется автоинспекция? Тут все ясно. Разметка нанесена не так просто. Как правило, в местах ее нанесения ограниченная видимость. Таким образом, выезд на встречную полосу в районе ее действия может спровоцировать аварию с тяжелыми последствиями. Можно даже начать обгон в зоне действия сплошной разметки, если дальше дорога просматривается. Но завершить маневр надо именно до того, как на дороге появится сплошная разметка.
Тем более что об этом предупреждает сама разметка: длина полос увеличивается, а значит, у водителя есть все возможности для принятия быстрого решения. То есть ухода с полосы встречного движения.
Однако с таким подходом не согласны юристы. По мнению главы движения Пробок.нет Александра Шумского, пункт Правил 11.1 обязует водителя, прежде чем начинать маневр, убедиться, что полоса для обгона свободна на достаточном расстоянии. Это красиво звучит в теории, а на практике убедиться в отсутствии движения по встречке можно, но определить, насколько далеко расположена прерывистая разметка - нет. Также невозможно предвидеть, что за грузовиком не появится знак "обгон запрещен". Это физически невозможно. Ситуация: водитель уже на встречке, прерывистая заканчивается - что ему конкретно в этот момент делать? Самое понятное и безопасное - завершить маневр. Но это и считается формальным нарушением.
Как пояснил Александр Шумский корреспонденту "РГ", человек, который оказался на встречке, не может избежать нарушения. Он находится в дурацкой ситуации. Мы даем возможность завершить маневр на перекрестке, когда водитель выехал на зеленый сигнал светофора. Но такой возможности нет у водителя, который начал обгон там, где это разрешено. Согласно ГОСТам, удлиненная разметка применяется за 100 метров до сплошной. Это для автомобиля - секунды. Водитель не успеет перестроиться.
"В половине случаев, когда водитель по Правилам должен в чем-то убедиться - это сделано только, чтобы в случае чего списать всю ответственность на него: "Ты просто не убедился". Считаю, не надо издеваться над водителями и перестать лишать прав за возврат в свою полосу через сплошную", - уверен Шумский.
По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, здесь есть перегиб. Необходимо при выявлении подобных случаев учитывать и то, что происходило на дороге. Фуры не давали встроиться в поток, другие машины препятствовали перестроению. Но у нас считается, что если пересек сплошную линию разметки, значит, виноват, без учета условий.
А вот Лев Воропаев, напротив, считает, что если предоставить такое послабление водителю, то все начнут гонять по встречке. "Конституционный суд уже разъяснял, что сплошная полоса нанесена не просто так. Она указывает, что впереди опасный участок с ограниченной видимостью. И если игнорировать это правило, то мы придем к росту количества смертей на дорогах. Ведь лобовые столкновения именно этим и отличаются", - подчеркивает юрист.