03.02.2023 19:02
В мире

Журналист Фридрихсон - о том, почему России нужно помочь Афганистану с железной дорогой

Текст:  Надана Фридрихсон (журналист, военный корреспондент)
Давайте поговорим об Афганистане. Не о новациях правящего "Талибана" (запрещен в РФ) в общественной жизни и не о первом афганском суперкаре. Об экономике Центральной и Южной Азии, а значит и геополитике, где несчастная страна не первый век играет ключевую роль. Просто потому, что именно так - в центре Евразии, и никак иначе, она на карте мира расположена.
/ Из личного архива
Читать на сайте RG.RU

Нужно ли напоминать, что Афганистан всегда был транспортным коридором между севером и югом, и торговые караваны ходили долинами и перевалами со времен ветхозаветных. И не могут не пойти снова - экономика и география не терпят пустоты.

Знаете ли вы, что в Афганистане скоро появится железная дорога? Сквозной и относительно прямой путь от Узбекистана до Пакистана, о который уже разбиваются волны Индийского океана. Называется она "Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар".

В Ташкенте эту дорогу уже называют "проектом века", а в Исламабаде и калькуляцию провели - 8,2 миллиарда долларов на первом этапе. А в сияющей перспективе, как мечтается соседям, через Афганистан может пройти сухопутный коридор от Юго-Восточной Азии прямо в Восточную Европу.

Хочу заметить, что эти планы появились до триумфального бегства американцев из Афганистана. Первые договоренности были достигнуты еще в феврале 2021 года, а в мае Всемирный банк даже согласился финансировать строительство ветки от афганского Мазари-Шарифа до пакистанского Пешавара.

Смена власти в Кабуле притормозила проект, но не остановила полностью: Ташкент продолжил переговоры по дипломатическим каналам. И в декабре 2021 года уже талибы заявили о готовности подключиться к строительству.

Решение, надо сказать, очевидное - в Афганистане нет целостной железнодорожной системы, есть гора проблем высотой с Гиндукуш, и крупный инфраструктурный проект, который к тому же оплатят соседи, будет им очень кстати. Здесь и новые рабочие места для нищих афганцев, и подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров, без которых страна задыхается, и много других выгод, среди которых снижение зависимости населения от выращивания героина - не последняя.

К чему это предисловие? К тому, что Россия в этом проекте пока, подчеркиваю - пока, никак не задействована. Хотя именно у нас часто и много рассуждают о необходимости транспортного коридора "север-юг".

Да, в ноябре 2021 года мы проявляли формальный интерес к проекту, но с того момента информации об участии российской стороны в публичном поле нет. Разве что появлялась информация о возможном использовании коридора и обсуждении этой перспективы Москвой и Ташкентом. Именно об использовании, не более того.

Хотя кому, как не нам, строить этот коридор, имея очевидный экономический и политический интерес, специалистов, опыт и возможности. Россия может не только финансово принять участие в проекте, но и привлечь свои компании для проектирования, строительства и обслуживания железной дороги, а также помочь Афганистану с подготовкой своих специалистов. Это может заложить хороший фундамент для дальнейших экономических проектов и, что не менее важно, повысит авторитет России как страны, содействующей международному развитию. В конце концов, Афганистан нам не совсем чужой, как бы это двусмысленно ни звучало. И посольство в Кабуле есть, и талибы приезжали на Петербургский экономический форум.

Конечно, тут есть инвестиционные риски, а с другой стороны, окончательная разбалансировка Афганистана и очередное погружение страны в хаос породит куда более серьезные угрозы. Железная дорога в данном случае не только про транспорт, но и про политическую стабильность в центре Евразии.

Афганистан