05.02.2023 18:21
Происшествия

Следователи рассматривают несколько причин падения вертолета в Карелии

Текст:  Алексей Михайлов (Карелия)
Российская газета - Федеральный выпуск: №25 (9267)
У падения вертолета Ми-8 Северо-Западного авиационно-спасательного центра МЧС России может быть несколько причин. Следователи рассматривают плохую погоду, техническую неисправность судна и ошибку пилотирования.
Читать на сайте RG.RU
Крушение вертолета Ми-8 в Карелии

Однако в МЧС отметили, что вертолетом управлял опытный экипаж, имевший тысячи часов налета. За время работы в МЧС России специалисты неоднократно привлекались к поиску и спасению людей.

При этом перед вылетом из Петрозаводска вертолет прошел все необходимые регламентные процедуры, а летчики не сообщали ни о каких выявленных неисправностях. Только погода в момент вылета действительно оставляла желать лучшего - низкая облачность, снег, температура от минус 1 до плюс 5 градусов, как сообщает портал "Погода 1".

Место падения вертолета Ми-8 МЧС РФ обнаружили в Онежском озере в Карелии

Напомним, трагедия произошла 4 февраля приблизительно в 11 километрах от села Деревянного Прионежского района Карелии. Вертолет совершал тренировочный полет из петрозаводского аэропорта Пески в аэропорт Вытегра. Вечером Ми-8 перестал выходить на связь и в Вытегру в назначенное время не прибыл. Стало понятно: с летчиками случилась беда. И вскоре выяснилось, что он упал на лед Онежского озера и ушел под воду вместе с членами экипажа и тремя сотрудниками авиационного центра Санкт-Петербурга.

Ни у кого из экспертов не вызывает сомнений то, что Ми-8 - чрезвычайно надежная машина.

Со дна Онежского озера подняли тело первого погибшего члена экипажа Ми-8

- Особых технических проблем с этим вертолетом не просматривается, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев. - Никаких неустранимых проблем с их поддержанием в летной годности не существует. Есть запчасти, есть производитель, поддерживающий сертификат данного типа воздушного судна, модернизация его до сих пор продолжается.

По мнению эксперта, проблема может заключаться в том, что отрасль малой авиации остается чрезвычайно зарегулированной, и те, кто эксплуатирует вертолеты, вынуждены экономить на всем, думая о безопасности полетов в последнюю очередь. Поэтому многие ошибки пилотов вызваны именно тем, что из коммерческих или других соображений, они идут на нарушение правил полетов.

- Но о причинах катастрофы на Онежском озере выводы делать пока еще рано, для этого слишком мало информации, - резюмирует Сергей Детенышев.

Вполне возможно, что в данном случае, как и во многих других, свою роль сыграл "человеческий фактор".

Например, в плохую погоду, при ограниченной видимости пилот может легко потерять ориентацию в пространстве, поскольку горизонт становится слабо различим из-за сплошной белой пелены. В этих условиях легко потерять визуальный контакт с землей. Однако окончательные выводы может сделать только следствие.

По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Кадры осмотра места крушения вертолета в Карелии
Мнение

Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Вертолеты Ми-8 в последнее десятилетие составляют примерно половину реестрового парка и до 75 процентов "летающих" гражданских вертолетов России. Расследователи разберутся, в чем причина катастрофы. Но вообще вертолеты очень чувствительны к конструктивно-производственным недостаткам и ошибкам пилотирования. Аварийность "вертушек" всегда была выше, чем на самолетах.

В свое время специалисты ГосНИИ гражданской авиации привели любопытные цифры соизмеримости аварийности вертолетов в России и США. Оказывается, у нас на одну катастрофу тогда приходилось 3,7 происшествия, в США - 5,35. Ситуация сегодня если и изменилась, то, скорее всего, не на много.

Есть неофициальная статистика: всего в мире в январе 2024 года с вертолетами произошло 36 авиапроисшествий, в том числе 17 катастроф, в которых погибли 37 человек. Показатель выживаемости в трагедиях с вертолетами оказался в 2,3 раза ниже, чем с самолетами. Известно, что около 85 процентов всех воздушных ЧП происходит по вине человеческого фактора. Но это не значит, что виноваты именно пилоты. Плохое обслуживание на земле, закачка некондиционного топлива - все из этой серии. Причинами гибели вертолетов нередко бывают столкновение с проводами, полет на предельно малой высоте, обледенение, резкое ухудшение видимости и т.п. Нужно разбираться в каждом конкретном случае. Однако авиационный опыт гласит: практически никогда не бывает какой-то одной причины трагедии. Любое воздушное ЧП, не говоря уже об авиакатастрофе, - это сочетание сразу нескольких неблагоприятных факторов.

Подготовила Наталия Ячменникова

Аварии и катастрофы Карелия