06.02.2023 20:47
Общество

Эксперт рассказал, как защитить российские школы от фальсификата

Текст:  Александр Гавриленко
Российская газета - Федеральный выпуск: №26 (8971)
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила на время проведения специальной военной операции наложить мораторий на печально известный "закон о госзакупках" - в первую очередь чтобы ускорить в регионах реализацию крупных инфраструктурных проектов. Но это поможет и в решении другой очень острой проблемы - некачественных закупок в школы и детские сады. Об этом мы поговорили с одним из ведущих независимых экспертов по госзакупкам в России, координатором федерального проекта "За честные продукты!" Александром Бражко.
Александр Бражко: 44-й федеральный закон написан хорошо. Один нюанс - он создавался под честных заказчиков. / ОП РФ
Читать на сайте RG.RU

Скажем честно, закон в последние годы критиковали немало. В первую очередь потому, что он позволял недобросовестным коммерсантам поставлять в школы и детсады опасный для здоровья фальсификат. Стоит ли распространить мораторий на закупки в сфере общественного питания? И как сохранить эффективный контроль на этапе реформы?

- Когда принимался законопроект о контрактной системе, у него было очень много сторонников. Говорили, он позволит поставщикам честно конкурировать между собой, сэкономит миллиарды рублей бюджетных средств и так далее. Что пошло не так?

Александр Бражко: 44-й федеральный закон написан хорошо. Один нюанс - он создавался под честных заказчиков. А там, где людям дают возможность распоряжаться большими деньгами, всегда возникает соблазн как-то этим воспользоваться. В реальной жизни закон не смог справиться с бюрократией, коррупцией и низким качеством предоставляемых услуг.

Некоторые госзаказчики научились составлять свои лоты на закупку так, чтобы по ним проходили "только свои". Это вело к тому, что на этапе, когда контракт подписан, даже у самого добросовестного заказчика оказывались связаны руки. Чтобы не портить отношения с исполнителем, им нередко приходилось закрывать глаза на какие-то недоработки, пускать ситуацию с выполнением контрактов на самотек. Например, получает директор школы партию откровенно некачественного масла - но отказаться не может, если он перестанет давать его в столовой, к нему очень скоро придут контролеры и, в лучшем случае, выпишут штраф за то, что не докладывал в еду масло. Проще было "не увидеть" ситуацию. Казалось бы, абсурд. Но это стало нашей повседневной реальностью.

Минфин прокомментировал предложение ввести мораторий на госзакупки

Причем система работала так, что некоторые "бизнесмены" годами могли поставлять фальсификат и просрочку - и с ними ничего не могли сделать.

Александр Бражко: Абсолютно верно. Во Владимирской области местный бизнесмен Станислав Фролов несколько лет поставлял в детдом, областной психоневрологический интернат и другие социальные учреждения пальмовый жир вместо сливочного масла. Некоторые заказчики с ним судились, но многие "молчали в тряпочку" (имея свой навар). Цены у него были в два раза ниже рыночных, явный же жулик - но никто ничего не мог поделать. Только в конце 2018 года он был признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере при выполнении госконтрактов и осужден. Кстати, во всем признался.

Или когда в Дагестане при помощи сотрудников ФСБ задержали группу, которая поставляла в местные школы и детсады чистый пальмовый жир. Там даже сильно не прятались, переклеивали этикетки и рассылали его по общеобразовательным учреждениям, кормили детей… Таких примеров сотни и тысячи по всей стране. А какой огромный пласт просто не был выявлен!

Специалисты признают очевидное - системе нужна перезагрузка. Мораторий поможет переформатировать работу и даст время исправить системные недочеты. Поэтому, с одной стороны, сейчас необходимо снять избыточные ограничения, наложенные законом. Но при этом обеспечить новые эффективные инструменты регулирования и контроля.

В реальной жизни 44-й федеральный закон не помог справиться с бюрократией, коррупцией и низким качеством предоставляемых услуг

Многие ваши коллеги в этой связи требуют усилить контроль со стороны общественников. Согласны с этим? Какие еще меры предлагаете?

Александр Бражко: Конечно, повысить роль независимого общественного контроля нужно. У общественников сейчас не хватает сил и полномочий для более эффективной работы.

Второе, что очень важно - внедрить повсеместно систему казначейского сопровождения. Это надзор, который осуществляет Управление Федерального казначейства (УФК) при исполнении обязательств по госконтрактам. На сегодняшний день абсолютно все счета всех бюджетных организаций открыты в УФК. Они видят все проводки, все платежи. Но когда отсутствует соглашение по госзакупкам, УФК не может проверять текущие платежи на исполнимость, то есть они просто перечисляют деньги.

Эксперт назвал основные проблемы законодательства о госзакупках

Система казначейского сопровождения отработана в нескольких пилотных регионах и показала свою эффективность. Выросло качество услуг, снизились сроков выполнения работ и, самое главное - государство научилось предупреждать (а не выявлять уже совершенные) нарушения.

На совещаниях по теме школьного питания нам часто говорят "ничего не получается, мы не можем контролировать качество питания, не хватает специалистов" и так далее. Если на совещании присутствуют представители казначейства, я всегда в качестве примера привожу их - вот, пожалуйста, коллеги готовы помочь. Подпишите соглашения и передайте ваши государственные контракты на казначейское сопровождение. Основная проблема - нет денег на экспертизу? Казначейство не нужно дополнительно финансировать, там люди получают зарплату из федерального бюджета. И заказчики замолкают - возразить на это нечего. Скептики говорят, что у УФК нет желания это делать и не хватит ресурсов. На самом деле это не потребует напряжения сил, поскольку все данные автоматизированы, их можно легко обрабатывать и анализировать, проблем с этим ну никаких нет. ФНС, например, за последние годы в несколько раз повысили возможность сбора и качественного анализа данных. Технологии способны на многое.

А что делать с недобросовестными поставщиками? Как повысить дисциплину в их рядах?

Александр Бражко: В первую очередь, ввести дисквалификацию в отношении учредителей тех юридических лиц, которые систематически нарушают договоры с заказчиками и предоставляют некачественные услуги. У нас успешно работает "черный список" недобросовестных поставщиков, но здесь речь идёт не о юридических лицах, которые можно открывать, закрывать, перетасовать и так далее - а именно о конкретных учредителях, которые себя дискредитировали и с которыми государство больше не должно иметь никаких коммерческих дел. И еще я бы ввел обязательную проверку потенциальных поставщиков на полиграфе. Подписал контракт - значит, добровольно соглашаешься на ежегодную "предупредительную" проверку. На первый взгляд, звучит неожиданно. Но это действенный механизм, который активно применяют, например, коммерческие компании в своей работе. Средство недорогое, но очень эффективное.

Образование Соцзащита Дагестан Владимирская область