08.02.2023 02:06
В мире

Как сохранить исторические памятники в Кыргызстане

Энтузиаст и любитель истории, предприниматель и глава турагентства Анна Сарыбаева о том, что стоит посмотреть в Кыргызстане
Текст:  Дария Соболева (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №28 (8973)
Кроме природы, на севере Кыргызстана и смотреть не на что. Это утверждение широко распространено среди туристов, да и местных жителей, но оно глубоко ошибочно. Так, по крайней мере, полагает большой энтузиаст и любитель истории, предприниматель и глава турагентства Анна Сарыбаева.
Анна Сарыбаева: Чтобы сохранить историю, ее надо знать. / Любовь Шкуратова
Читать на сайте RG.RU

- Даже у Бишкека, очень молодого, как думают многие, по сравнению с другими столицами постсоветского пространства города, невероятно интересная история, - утверждает она. - Проблема в том, что нет единого источника информации. Все приходится собирать по крупицам. Когда мы начинали проводить по Бишкеку экскурсии, часто читали нелицеприятные комментарии о том, что в городе нет того, чем можно заинтересовать туриста. Нас это не обижало, а, скорее, мотивировало.

- Чем же интересен Бишкек?

Анна Сарыбаева: Например, планировкой. Все самые крупные города на севере Кыргызстана строились по одному принципу. Улицы были абсолютно перпендикулярны друг другу. Так проектировались Пишпек (ныне Бишкек), Каракол, Токмок. Схожую планировку, кстати, имеет и Алматы, которая когда-то именовалась Верным. И это правильно, такие города хорошо продуваются.

Первые здания в городах на севере Кыргызстана ставились на плавающий фундамент из-за высокой сейсмоактивности. Крыши делались чаще всего из камыша, ведь он был самым идеальным материалом для покрытия. Он не гниет, так как имеет глянцевое покрытие, трубчатый, а это преимущество для слива, а еще он прекрасно утепляет дом и является звукоизоляционным материалом. В то время в низинах Пишпека камыша было много. В его зарослях водились даже тигры, на них охотились.

В Бишкеке на территории бывшей 47-й колонии возведут многоэтажки

Первая большая и протяженная улица Пишпека проходила по тому же маршруту, по которому пролегает нынешний проспект Жибек Жолу (Шелковый путь). Название не случайное, так как там проходил Великий Шелковый путь, который существовал до XIV века. Позже этой дорогой стали пользоваться только местные торговцы. Появилось длинное поселение вдоль дороги, которое в 1826 году и назвали Пишпек. Постепенно оно начало расти в сторону гор.

Современный проспект Эркиндик возник на месте второй большой улицы. Появилась она вместе с железной дорогой и вокзалом. По ней люди могли быстро выйти на главную улицу Пишпека - Жибек Жолу. За железной дорогой ничего не было, только степь. Поэтому на возвышении построили здание с башней, которую люди, считая самым высоким башенным строением, прозвали каланчой. Это была первая пожарная станция.

- Сохранились ли сейчас самые старинные здания?

Анна Сарыбаева: В отличие от Каракола, где трепетно относятся к старинным зданиям прошлого века, в столице с этим беда. Единственное здание того времени, которое сохранилось до наших дней, - конно-почтовая станция. Оно находится на пересечении Шопокова - Жибек Жолу. Здание построено в 1868 году, и именно по нему можно было понять, как выглядел тогда Пишпек. Сейчас оно в частных руках, в плачевном состоянии, и уличные художники написали на его стене черной краской слово SOS. А практически по соседству, там, где сейчас стоит большой ЦОН, были ворота города Пишпек.

- Какие-то памятные здания были безвозвратно утрачены?

Анна Сарыбаева: Таких, к сожалению, много. Но больше всего жаль здание гостиницы "Нарын". Памятник советской архитектуры, лучший ресторан Киргизской ССР. Он по стилю был намного красивее многих современных зданий. На пересечении улицы Киевской и проспекта Эркиндик разрушается здание типографии "Эркин-Тоо". Душа особенно болит, потому что это была не просто типография. В этом здании находился военкомат, из которого на фронт во время Великой Отечественной войны отправили первую кыргызскую дивизию. Затем в нем размещался военный госпиталь.

Ценителям искусства в Кыргызстане рассказали о музе Чайковского

Совсем скоро мы, судя по всему, потеряем павильон "Улитка" за ЦУМом, а ведь это удивительное строение. Специалисты из Европы назвали выкладку мрамора в круговой форме уникальной. Само здание напоминает по стилю творения испанского архитектора Гауди. Сейчас же оно медленно разрушается. О восстановлении и ремонте даже речи не идет, потому что проект не типовой, и несколько раз даже поднимался вопрос о его сносе.

В плачевном состоянии находится и уникальный по красоте павильон "Соки - воды". От того, как его "реконструируют", хочется зарыдать. Это памятник историко-культурного наследия, его необходимо восстанавливать, а не замазывать неопознанным раствором, испортив весь вид. Хорошо хоть статуя, выполненная скульптором Ольгой Мануйловой, сохранилась. Никому не нужен и постепенно приходит в упадок павильон ВДНХ на проспекте Чынгыза Айтматова. Но в самом плачевном состоянии планетарий, который находится возле кинотеатра "Россия". Он был открыт в 1970 году и проработал до 1982-го. За этот период его посетили 607 тысяч человек. В одном из залов демонстрировали звездное небо. Почему бы не восстановить его для наших современников?

У нас складывается нехорошая тенденция: если здание признают аварийным, его исключают из перечня историко-культурного наследия, а затем и вовсе сносят. Пример - гостиница "Иссык-Куль", где были устойчивые несущие конструкции. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в декабре 2022 года даже издал Указ по усилению работ по охране объектов историко-культурного наследия на местном уровне. Будем надеяться, что нашу историю сохранят.

- Почему Караколу в отличие от Бишкека удалось сохранить свою историко-культурную идентичность?

Анна Сарыбаева: В Караколе, действительно, сохранились старые церкви, много купеческих зданий, которые соответствуют первоначальному виду - со ставнями и изразцами. Возможно потому, что мэрия большое значение уделяет сохранению этносов, которые когда-то строили и заселяли города. Известно, что Каракол основали русские, узбеки и татары. Их диаспоры бережно хранят свои традиции, второй год подряд проводят рождественскую ярмарку. Каждая устанавливает юрту, где готовят национальные блюда, демонстрируют творчество и традиции народов. Летом в Караколе проходила ярмарка ремесленных искусств, приуроченная к дате присвоения городу звания культурной столицы.

В Кыргызстане с ностальгией вспоминают об СССР

Вообще некогда Каракол был, образно говоря, западным форпостом территории, присоединившейся к России. Желающих завладеть ею было много - Цинский Китай, Джунгарское и Кокандское ханства. Барон Каульбарс в 1869 году заложил город ближе к торговой трассе, которая шла в Кашгарию со времен Великого Шелкового пути. А через 20 лет произошло землетрясение, которое превратило город в руины, и когда умер Николай Пржевальский, негде было провести обряд отпевания. Наспех построили маленькую часовню, сохранившуюся до наших дней. В начале XX века китайский мастер, который построил в Караколе деревянную мечеть без единого гвоздя, спроектировал остов здания по принципу плавающего фундамента для того, чтобы оно выдержало землетрясение. Позже все дома стали строиться именно по этому принципу. Но, вернувшись в Китай, мастер поплатился жизнью за разглашение тайны.

Ключевой вопрос

- Почему исторические здания в Бишкеке находятся в плачевном состоянии?

Анна Сарыбаева: Проблема в том, что они находятся в частных руках и восстанавливать их никто не собирается. Чтобы сохранить историю, ее надо знать. Мы можем сколько угодно кричать о том, что необходимо беречь памятники и традиции, но у населения должно быть соответствующее самосознание. В Бишкеке не удалось сохранить памятники историко-культурного наследия, но историю о том, как создавался город, никто не отменял. Необходимо начинать с просветительской миссии, малую долю которой мы попытались взять на себя.

Вместе с тем

Сильная женщина

Существует устоявшийся стереотип, что за успешной женщиной-предпринимателем стоит богатый мужчина. Кто стоит за вами?

Анна Сарыбаева: Будете удивлены, но никто. Мой муж и сын погибли в аварии. После этого я осталась одна, хотя все семь лет супружеской жизни действительно была "за каменной стеной". Даже многие простые вещи делать не умела. После трагедии неимоверными усилиями собрала себя буквально по частям и поняла: единственный человек, кто сможет поднять меня на ноги,- это я сама.

Кыргызстан