- Это одна из немногих пьес Островского на вечные темы, - объяснил свой выбор режиссер Владимир Петров. - Пробиться наверх без обмана, подлости, лицемерия и лжи - и без протекции - молодому человеку трудно везде и всегда, не только в нашей стране. Старики занимают все места, никто не хочет уходить и пускать других вместо себя. Прийти к цели помогают только хорошие знакомства, которые достигаются не всегда высокоморальными средствами.
Главный герой Егор Глумов - образованный, амбициозный, но не имеющий ни денег, ни связей, ни опыта работы где бы то ни было - публике наверняка покажется знакомым. Актер Егор Козаченко делает своего персонажа по-своему обаятельным, хотя сочувствовать ему сложно. Нервный юноша в костюме канареечного цвета, этакий Незнайка на Луне светского общества, язвительно описывает успешных людей в дневнике, но с легкостью готов перед ними пресмыкаться. Он затевает опасный сеанс одновременной игры, мня себя гроссмейстером, но на всех досках получает шах и мат.
Пол в черно-белую клетку словно уходит у Глумова из-под ног - рисунок изгибается по кругу, подчеркивая, что ходить по правилам здесь не выйдет даже у того, кому кажется, что он эти правила задает. Сценограф Игорь Капитанов оформил спектакль лаконично: обстановку квартир обозначают большие панели (куда время от времени проецируются строчки из тайных записей Егора), вместо мебели - большие гимнастические шары, на которых трудно удержать баланс. Герой мечется от одного покровителя к другому и ожидаемо теряет равновесие. Обман раскрыт, хитрец осмеян и торжественно изгнан, но... ненадолго. Благодетели - люди не гордые, тот, кто доказал им свою беспринципность, умение лицемерить и красиво лгать, наверняка получит вожделенное доходное место.
- Я не думаю, что Глумов глуп, затевает игру из гордости или для себя на потеху. Он поставлен в такие рамки, в которых по-другому существовать нельзя, загнан в угол - надо либо смириться со своим положением и, так сказать, ходить в офис, либо что-то предпринять. Приходится менять маски, подстраиваясь к каждому. Он, как психолог, ищет болевые точки других людей, чтобы добиться своего, - оправдывает своего героя Егор Козаченко.
Владимир Петров, режиссер, заслуженный деятель искусств России:
- Островский прямолинеен, но эта лозунговость, четкая расстановка акцентов не отменяет его мастерства и знания жизни. Он создал русский театр. Драматурги более ранние, например Сумароков и Екатерина Вторая, писали с большим пафосом, в древнегреческом духе, а Островский стал говорить о простых людях из Замоскворечья. Это было новостью. Обычно в его драмах всегда есть тот, кого жалко, кто пострадал, пал жертвой обстоятельств. Пьеса "На всякого мудреца довольно простоты" - единственная, где положительных персонажей нет. Она с трудом пробилась на сцену: слишком узнаваемы были типажи. Меня в ней зацепило то, как можно быть талантливым в деле обмана, лицемерия, лести. Я буду вас ненавидеть и презирать, вы поднимете во мне всю желчь, но благодаря моему таланту лгать ни за что этого не заметите. Только со временем и мой ум, и моя честность, и моя мораль станут "обслуживающим персоналом" для желания пробиться наверх. И я потеряю то, что имел раньше, и сам стану тем, кого так не любил...