В целом в 2022 году объем экспорта российской рыбопродукции в КНР вырос на 52% до 937,3 тыс. тонны в сравнении с 2021 годом.
Тем не менее, пока это на 20% меньше показателя за 2019 год. Впрочем, несмотря на снижение объемов экспорта в КНР, заработали мы на нем больше - плюс 48% в сравнении с 2021 годов и на 26% больше в сравнении с 2019 годом.
В Росрыболовстве объясняют такие показатели растущим интересом со стороны КНР к российской продукции, снятием ковидных ограничений и перенаправлением высвободившихся объемов экспорта на фоне санкций недружественных стран.
Рост поставок российской рыбопродукции в КНР в 2022 году связан с восстановлением прямого экспорта в Китай. В 2021 году из-за ковидных ограничений большая часть продукции отправлялась в КНР через Южную Корею, рассказал "РГ" президент ВАРПЭ Герман Зверев.
На мороженый минтай приходится более половины от общего объема экспорта рыбной продукции в КНР. Экспорт российского минтая 2022 году превысил 562 тыс. тонн, то есть оказался на 55,5% выше, чем в 2021 году.
В прошлом году Китай облегчил ковид-процедуры и открыл порты для российский транспорных судов, рассказал "РГ" президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. "Дальнейшая динамика поставок будет зависит от того, как китайская переработка прошла почти двухлетний период локдауна, какой объем мощностей сохранил работоспособность. В начале этого года были сообщения о росте заболеваемости коронавирусом в КНР. С учетом китайского Нового года, который в этом году продлится до 10 февраля, это может затормозить запуск заводов после праздников", - говорит эксперт.
Взрывной рост показали поставки мороженой сельди из России. В 2021 году наблюдался обвал экспорта этой рыбы из-за "китайского локдауна" - тогда Россия отправила в Китай лишь 11 тыс. тонн мороженой сельди. А по итогам 2022 года этот показатель вырос до 67,8 тыс. тонн. Однако пока это все равно вдвое меньше доковидного уровня.
Экспорт мороженых лососей увеличился вдвое - в 2022 году мы отправили в КНР 73,8 тыс. тонн. Однако это на 17% меньше, чем в 2019 году.
Но заработали российские рыбаки все равно больше, чем в доковидном 2019 году. Например, поставки тех же лососевых приросли в деньгах на 55% в сравнении с 2019 годом.
Стоимость экспорта крабов увеличилась более чем в два раза. Их доля в общей стоимости российского рыбного экспорта в Китай выросла с 14% в 2019 году до 26% в 2022 году. Цены на краба в 2022 году были ниже, чем в 2021 году. Но мы компенсировали эту просадку увеличением объема поставок - на 41%, говорит Зверев. Из-за санкций для российского краба закрылись значимые рынки - США и Европы, что привело к снижению экспортной выручки. Но часть продукции - варено-мороженный краб - которую рыбаки традиционно поставляли в наибольшем объеме в США и ЕС - была переориентирована на рынок Китая.
Рост стоимости лососевых связан с ценовой конъюнктурой на рынке и увеличением поставок в натуральном выражении, поясняет Герман Зверев. В прошлом году на мировом рынке наблюдалась повышенная активность, которая в комплексе с низким предложением на фоне снижения поставок аквакульурного лосося, привела к рекордно высоким мировым ценам на лососевые. Кроме того, экспорт замороженного лосося в натуральном выражении показал серьезный рост с учетом низкой базы 2021 года. Но пока он также отстает от допандемийных показателй.
По словам Германа Зверева, в начале 2023 года Китай отменил практически все ограничения на прием российской рыбопродукции. Это не только значительно облегчит экспорт, но и приведет к снижению издержек предприятий, которые сильно выросли из-за необходимости проводить антиковидные мероприятия, а также из-за сложностей с выгрузкой продукции и изменением логистики в целом. Позитивно отразится на поставках к Китай и ситуация внутри страны. Там также отменяются карантинные ограничения и активно восстанавливается сегмент HoReCa, а существенная часть рыбопродукции китайцы потребляют именно в ресторанах и кафе. Однако, структура экспорта продолжит меняться. "Раньше российские рыбаки поставляли большие объемы мороженной рыбы в Китай, сейчас же с развитием глубокой переработки, мы наращиваем собственные объемы филе, фарша и сурими. Особенно это заметно на примере минтая", - говорит эксперт.
Ранее стало известно, что по итогам 2022 года Китай вернул себе позицию крупнейшего покупателя сельскохозяйственных и продовольственных товаров.