09.02.2023 10:44
Власть

Как решить проблему с парковками в Новосибирске

Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №29 (8974)
Количество и организация парковочных мест в Новосибирске не устраивают как самих автомобилистов, так и пешеходов и власть. Депутаты предлагают решить проблему увеличением штрафа за парковку в неположенных местах, застройщики - такими проектами, как "одна квартира - одно машино-место".
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на то что в городе за последнее время появилось несколько платных парковок вместимостью от 30 до 150 машино-мест, ситуация не улучшилась. По-прежнему водители бросают автомобили на дорогах, тротуарах, газонах и во дворах, загораживая проходы пешеходам, мешая общественному транспорту, машинам скорой помощи и пожарным. К примеру, на улице Бориса Богаткова, где расположено множество супермаркетов и магазинов, автомобили на тротуарах не редкость.

Специалисты автомобильного сайта "Дром" в 2020 году провели общероссийский опрос, который показал, что в Новосибирске каждому второму водителю не хватает парковочных мест, до сорока процентов не могут найти место для автомобиля у дома, 33 процента - около работы.

"Достигнутый уровень автомобилизации привел к существенным проблемам с организацией хранения автомобилей, а пространственные резервы размещения парковочных мест фактически исчерпаны, что обусловлено морфотипом массовой застройки", - отмечено в программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирска на 2018-2030 годы.

Так, согласно документу, к 2030 году в столице Сибири должно быть создано 41,8 тысячи машино-мест на перехватывающих парковках.

В Петербурге бороться с закрытыми номерами машин на платных парковках начали пешие инспекторы

В прошлом году сектор нежилой недвижимости в городе прирос на 305 новых объектов, при которых организовано 6 074 машино-места, говорится в отчете департамента строительства и архитектуры мэрии.

На интерактивной карте, представленной на сайте "Парковки Новосибирска", обозначено девятнадцать действующих платных парковок на 570 мест, из которых 420-460 обычно свободны. Стоимость парковки, в зависимости от зоны, - 50-100 рублей в час. Эксперты полагают, что у автомобилистов отсутствует культура паркования и, в частности, пользования платными парковками.

- Сплошь и рядом стихийные парковки на газонах, на площадках, при этом за год заведено всего четыреста административных дел, выписано штрафов на общую сумму более 400 тысяч рублей, - утверждает депутат Законодательного собрания региона Евгений Смышляев.

Совет депутатов города Новосибирска в октябре прошлого года обратился к областному заксобранию с просьбой внести изменения в региональный закон об административных правонарушениях и увеличить штрафы за неправильную парковку. Как пояснил заместитель председателя горсовета Евгений Лебедев, цель - повысить ответственность граждан за размещение транспортных средств на детских или спортивных площадках, на газонах или иных территориях, занятых зелеными насаждениями. Верхнюю границу административного штрафа за это правонарушение предлагается увеличить на тысячу рублей, установив размер от одной до трех тысяч.

- Последний раз данную норму актуализировали в 2010 году, - подчеркнул Евгений Лебедев.

В заксобрании, правда, уверены, что одними штрафами проблему не решить. Нужно увеличивать число машино-мест на парковках, необходимо нормативно-правовое обеспечение - в частности, определение порядка взаимодействия с органами ГИБДД в целях получения информации о водителях, владельцах транспортных средств, не оплативших парковку, а также тотальное привлечение к ответственности водителей и собственников транспорт-ных средств за парковку в неположенных местах, как это делается в Москве.

- Если говорить о стоянках в новых жилых домах и комплексах, то не вижу здесь никаких проблем. Застройщики, согласно правилам, создают комфортное пространство. Загружены дворы при старых домах, они не рассчитаны на большое количество автомобилей, - отмечает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.

Например, на улице Бронной в Южно-Чемском микрорайоне готовится к сдаче первая очередь жилого комплекса, где предусмотрен большой участок под парковку. Новые проекты от застройщиков предусматривают наземные парковки с расчетным количеством машино-мест для всего жилого комплекса либо подземный паркинг. При-обрести машино-места можно вместе с квартирой.

В Краснодаре мэр включился в борьбу за наведение порядка на парковках

Одно из правил, которое сейчас применяется при благоустройстве жилых дворов, - перед началом работ с жильцами согласовывают планы размещения парковок либо концепцию "двор без машин".

- Сейчас в Новосибирске приняты такие правила землепользования и застройки, согласно которым одно парковочное место должно приходиться на 105 квадратных метров жилой площади. Это достаточно существенное упрощение, которое не соответствует уровню автомобилизации в нашей стране, - отмечает директор компании "Метр" Эдуард Ляхов. - Как итог - дефицит парковочных мест и в спальных микрорайонах, и в центральной части города. При этом часто возникают ситуации, когда построенные платные подземные паркинги просто не выкупаются новоселами и ухудшают экономику застройщика. Поэтому все чаще в новых микрорайонах возводят упрощенные эстакадные паркинги в два-три яруса без стен, вентиляции и систем пожаротушения. А стоимость таких конструкций плюсуется к цене всех квартир.

- Мы несколько лет назад купили квартиру в жилом доме премиум-класса. Крытая парковка для одного автомобиля обошлась в шестьсот тысяч руб-лей. Сейчас она же стоит один миллион рублей. Плюс ежемесячное содержание обходится в 1 200 рублей, - рассказала автовладелец Лада Троицкая.

В "Авито Недвижимость" отмечают, что многие покупатели приобретают машино-места вместе с квартирами. За прошедший год цена на покупку машино-места в Новосибирске повысилась на 16,7 процента, особенно на открытую стоянку (плюс 13,2 процента) и подземный паркинг (плюс 14,1 процента). Меньше всего изменилась стоимость много-уровневого паркинга (плюс десять процентов). Средняя цена машино-места сейчас составляет 700 тысяч рублей. Дешевле всего обойдется крытая парковка - примерно 390 тысяч рублей. Подземный паркинг гораздо дороже: здесь одно место оценивается в среднем в 730 тысяч рублей, а то и в 2,2 миллиона - такие объявления можно встретить на сайте "Авито".

Стоимость аренды машино-места за год не изменилась, она составляет в среднем шесть тысяч рублей в месяц.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в "Авито Недвижимость", в 2021 году спрос на покупку машино-мест в Новосибирске вырос на 56,3 процента. Объявления о продаже подземного паркинга стали самыми популярными (86,6 процента от общего числа). В январе 2023-го спрос на открытые стоянки увеличился на 1,8 процента по сравнению с 2022-м. И меньше всего пользователи смотрели объявления о продаже крытых стоянок.

Житель Екатеринбурга накопил 680 тысяч рублей штрафов ГИБДД и лишился авто

Спрос же на аренду машино-места за год повысился в среднем на 182,3 процента. Больше всего пользователи интересовались крытыми (рост на 266,7 процента) и подземными парковками (190,2 процента). При этом открытая стоянка почти в три раза меньше пользовалась спросом, чем многоуровневая.

Прямая речь

Эдуард Ляхов, директор компании "Метр":

- На мой взгляд, оптимальным для развития наших городов будет принятие таких нормативов, когда все новостройки должны проектироваться и продаваться комплектом "квартира плюс парковка". Такой принцип уже реализован, например, в Дубае - к каждой квартире в комплекте идет один или несколько паркингов, количество которых определяется по количеству спален в квартире. Но для этой непростой реформы нужна воля власти и готовность застройщиков. Пример перехода на работу со счетами-эскроу показывает, что рано или поздно мы все равно должны будем переходить к работе по новым правилам. В Дубае принцип эскроу был введен в течение шести месяцев после ипотечного кризиса 2008 года, нам же для этого потребовалось двенадцать лет.

Регионы Новосибирск