Бросают якоря
Соглашение о создании ОЭЗ промышленно-производственного типа Минэкономразвития РФ, правительство Югры и администрация Нягани подписали 25 января. Ее площадь составит 272,8 гектара. Приоритетными направлениями станут лесопереработка, производство стройматериалов, оборудования для нефтесервиса, растениеводство и пищевое производство, химпром, хранение и логистика, IT.
С пятью потенциальными резидентами заключены соглашения о намерениях. Так, компания "КОМИТА" собирается производить в Нягани кормовой белок (биопротеин), Группа "Полипластик" - полимерные трубы. Югорский лесопромышленный холдинг откроет фабрику мебели мощностью 7 миллионов товарных единиц в год, а компания "Социальная инфраструктура - Сибирь" - домостроительный комбинат. Фирма "Смарт Нетворкс" намерена создать центр обработки данных, поскольку рядом находится Няганская ГРЭС, энергии в избытке, и допоборудование для охлаждения серверов не потребуется.
Общий объем инвестиций якорных резидентов на первом этапе оценивается в 25 миллиардов рублей, выручка - в 133,2 миллиарда. Кроме того, они заплатят в разные фонды 1,7 миллиарда рублей страховых взносов и создадут около 800 рабочих мест.
Оплата в кредит
Минэкономразвития передало автономии полномочия по управлению ОЭЗ: ведение реестра резидентов, контроль за соблюдением соглашений, функции госзаказчика на создание инфраструктуры за счет бюджета, сообщил директор департамента экономического развития Югры Роман Генкель. Проектная документация на первый этап инженерной подготовки на площади 149 гектаров уже проходит госэкспертизу. В первом квартале 2023 года объявят конкурс на выбор проектировщика административного здания, пожарного депо, таможенного поста.
При общей стоимости инфраструктуры 2,5 миллиарда рублей почти 1,8 вложит регион. Сумма внушительная. Для сравнения: на "Титановую долину" за 12 лет потратили 4,6 миллиарда, но ее территория - 395 гектаров. Причем 78 процентов средств выделил субъект. Первая очередь свердловской ОЭЗ начала застраиваться в 2010 году, вторая - в 2018-м, но лишь к 1 декабря 2022 года поступления от резидентов перекрыли пять миллиардов рублей, то есть проект наконец окупился.
У северян сроки строительства предельно сжатые - два года, однако депутат Госдумы Ольга Ануфриева уверена, что региону это по силам. Во-первых, бюджетная обеспеченность Югры высокая, во-вторых, указанная сумма - инфраструктурный бюджетный кредит. Когда запускали "Титановую долину", таких инструментов попросту не существовало, поэтому приходилось изыскивать другие способы финансирования. На сегодня площадка "Верхняя Салда" полностью оснащена сетями. Развитие второй, "Уктуса", еще продолжается, в 2023 году на эти цели регион направит 241,2 миллиона рублей.
Город малого бизнеса
Нягань для базирования ОЭЗ выбрана по ряду причин: здесь имеется нужная логистическая и коммунальная инфраструктура, сырье, рядом ГРЭС. Кроме того, более половины экономически активного населения занято в сфере малого и среднего бизнеса, что нетипично для городов нефтяников. Теперь субъекты МСП смогут заключать субконтракты с крупными предприятиями.
- В Нягани хорошая экономическая динамика, проживает почти 60 тысяч человек, то есть проблем с трудовыми ресурсами тоже не будет. Деревообработка исторически одна из ведущих отраслей, - перечислила плюсы Ольга Ануфриева.
Одно из возможных узких мест - логистика. Город связан автодорогами на юге с Ханты-Мансийском, Тобольском и Тюменью, на юго-западе - с Серовом и Екатеринбургом. Правда, расстояния приличные, к примеру, до Екатеринбурга - 875 километров, до Тюмени - 806. Также через Нягань проложена железнодорожная линия Серов-Ивдель-Приобье, однако она однопутная. Сейчас станция обслуживает 35 предприятий, имеет 23 подъездных пути и возможность отправлять нефтеналивные и контейнерные грузы, но после создания ОЭЗ спрос может резко подскочить - посмотрим, справятся ли с такой логистической задачкой резиденты и управляющая компания. Не исключено, что во время навигации они будут завозить оборудование по Оби до поселка Приобье.
С точки зрения транспортной доступности "Титановая долина", конечно, выигрывает: одна площадка в 180 километрах от Екатеринбурга, другая - в 15. Сам город стоит на пересечении транзитных путей из Европы на Дальний Восток и с Крайнего Севера в Среднюю Азию. После недавней реконструкции станция "Екатеринбург-Сортировочный", расположенная на главном ходу Транссиба, может перерабатывать до 6900 вагонов в сутки.
То, что именно логистика, а не налоговые льготы, - решающий фактор для резидентов, подтверждает опыт "Титановой долины". Несмотря на то что первая площадка была на более высокой стадии готовности, предприниматели стояли в очередь на вторую. И только после того, как началось строительство железнодорожной станции в Верхней Салде, спрос сбалансировался.
На самом деле этот объект в ОЭЗ закладывали в проект с самого начала - тормозила стоимость. Помогло заключение концессии между Свердловской областью и РЖД в 2020-м. Железнодорожники инвестировали свыше 1,6 миллиарда рублей в станцию "Промышленная". Ее собираются сдать в этом году, после чего ОЭЗ сможет отправлять и принимать полувагоны, 20- и 40-футовые контейнеры, длинносоставные поезда - это явно заинтересует резидентов из сфер тяжелого машиностроения, лесо- и металлообработки. Перспективный объем перевозок оценивается в 500 тысяч тонн в год.
Заводы на старте
За прошедший год в России создано семь ОЭЗ, еще две расширены. "Нягань" стала 50-й в общем списке и 31-й промышленно-производственной (ППТ). Есть еще семь технико-внедренческих, десять туристско-рекреационных и две портовые. Эффективность любой оценивают по двум критериям: возвратность бюджетных средств и мнение бизнеса об удобстве ведения дел. Лидерами национального рейтинга в 2022 году среди ППТ стали "Липецк", "Алабуга" и "Моглино". "Титановая долина" заняла шестое место, войдя в группу "высокой инвестиционной привлекательности".
При этом наблюдается явная диспропорция в размещении ОЭЗ: самая высокая их концентрация в ЦФО, на втором месте - ПФО. По мнению экспертов, опрошенных "РГ", у бизнеса популярны площадки, уже имеющие положительную историю на рынке, с развитой инфраструктурой и сильными командами. Грубо говоря, никто не хочет ждать, пока построят сети и дороги, проще зайти на все готовое. Ну и не забываем о мировой повестке: на первый план выходят критически важные отрасли. В этом смысле вполне логично расширение ОЭЗ "Иннополис", специализирующейся на IT.
В "Титановой долине" сегодня 22 резидента. За все время было расторгнуто 11 договоров, в том числе восемь по решению судов, в связи с тем что у компаний не было финансов на реализацию заявленных проектов, два - по соглашению сторон, рассказали в пресс-службе ОЭЗ. Несмотря на тернистый путь, проект продолжает набирать обороты и даже планирует расширяться за счет новых площадок в Алапаевске и Сысерти. Среди ближайших перспектив - старт завода железнодорожных колес и закладка комплекса сжижения природного газа мощностью 1,5 тонны в час в Верхней Салде.
- При выборе учитывали несколько факторов: близость к поставщику оборудования, свободную таможенную зону, наличие основного энергоресурса. Ну и, конечно, доступ к магистральным автодорогам, - рассказала исполнительный директор "Аметист-СПГ" Людмила Кузнецова.
На "Уктусе" на средства инфраструктурного кредита в миллиард рублей возводят корпуса для Уральского завода гражданской авиации, где собирают легкий многоцелевой самолет "Байкал". Другой резидент, МО "Отдел медицинской техники", намерен запустить первую очередь уже в нынешнем году. Будет выпускать медицинскую мебель, вакуумные системы для взятия крови, одноразовые контуры для реанимаций и другие расходники.
- Успех ОЭЗ стоит на двух китах - предпринимательской инициативе и господдержке. В итоге такие проекты стимулируют развитие отраслей, нуждающихся в импортозамещении, - прокомментировали ситуацию в аппарате полпреда президента в УрФО. - К ОЭЗ "Нягань" интерес бизнеса определенно есть. Ее появление положительно отразится на развитии всего федерального округа. Дополнительный объем налоговых отчислений во все уровни бюджетов должен достичь к 2035 году 7,6 миллиарда рублей (за вычетом НДС, планируемого к возмещению). Соотношение между тратами на инфраструктуру и частными инвестициями составит 1 к 9,8.