Водка остается главным крепким спиртным напитком для граждан России, в год ее выпивается около 800 млн литров. И в прошлом году в расчете на душу населения ее потребление выросло на 5,8%, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Пива и пивных напитков россияне выпивают около 8 млрд литров. В 2022 году потребление пива выросло минимально - на 0,6% (до 46,2 литра на человека), а пивных напитков снизилось на 0,4% (до 6,1 литра на человека).
Дробиз отмечает, что в 2022 году выросли продажи далеко не только водки. И это вполне объяснимо. В кризис всегда примерно на 5% больше пьется крепкого алкоголя. К тому же, по оценке Дробиза, население страны увеличилось за счет беженцев. Кроме того, средний класс перестал ездить в отпуск за границу, а он выпивал огромный объем спиртного во время отдыха. Когда средний класс осел в стране во время пандемии, импорт алкоголя вырос на 30-35%. Теперь весь этот объем выпивается внутри страны. А из крепкого алкоголя - это виски, ром, джин, текила, абсент, их потребление в прошлом году выросло на 2%, до 0,72 литра на человека. В Москве их выпили 1,28 литра на человека.
На 8,3% выросло потребление игристого, до 1,43 литра на человека. Его получается экономнее пить, и создается ощущение праздника, считает Дробиз.
Потребление слабоалкогольных напитков выросло почти в полтора раза - до 1,1 литра на человека. Они замещают винодельческую продукцию, которая в России теперь практически исчезла из-за изменений в законодательстве (винные напитки должны обозначаться пометкой "не является вином"). Все, кто раньше пил винные напитки, теперь перешли на слабоалкогольные напитки и пиво, считает Дробиз.