По мнению Андрея Суздальцева, доцента Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, если польские власти пойдут на это, то "транзит товаров в регионе существенно не изменится", так как роль автомобилей в грузоперевозках ниже, чем у железнодорожного или водного транспорта. Также он напомнил, что санкции уже существенно ограничили торговлю между Россией и Беларусью, с одной стороны, и стран Запада - с другой стороны. Пострадают, в основном, местные перевозки, полагает он.
Между Польшей и Беларусью расположено шесть переходов: три пассажирских, один грузовой и два грузопассажирских. Сейчас действуют только Брест (пассажирский) и Козловичи (грузовой).
Потенциальное решение закрыть погранпереходы нужно рассматривать в двух измерениях, уверен Георгий Властопуло, генеральный директор "Оптималог", партнер логистического альянса ACEX в Москве: "Первое - товарно-транспортный коридор между ЕС и компаниями в России и Беларуси. Для этих фирм такое развитие событий не критично, после введения санкций они частично переориентировались на поставку товаров через страны Балтии. Если транзит через Польшу закроется - они перенаправят через страны Балтии остальные товары". По его словам, изменение маршрутов транспортировки товаров может прибавить от 2 до 5 дней к транзиту грузов между ЕС и Россией. Так что логистические затраты вряд ли сильно вырастут - полагает эксперт.
"Другой аспект - компании в третьих странах, например, в Казахстане, тоже пострадают из-за одностороннего решения Польши, что может вызвать ряд сложностей, возможно, даже ответных мер от этих стран в отношении Варшавы", - полагает Властопуло.
Он считает, что возможное решение польских властей не повлечёт за собой тяжёлых экономических последствий. Санкционные ограничения, в частности, взаимные запреты между странами ЕС, с одной стороны, Россией и Беларусью - с другой, уже серьезно ударили по транспортным компаниям. "Теперь, естественно, будет ещё хуже - прежде всего белорусским фирмам, которые до сих пор, во многом, заняты обслуживанием этого автотранспортного коридора. Российские и польские компании пострадают в меньшей степени, а выиграют фирмы стран Балтии", - добавил он.
С экономической точки зрения принятие таких решений - это всегда удар по экономике для обеих сторон и данный случай - не исключение, напоминает завкафедрой "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Панина. "Пострадает не только Беларусь, но и Польша. Также это затронет ряд стран Европейского союза, которые ранее транспортировали грузы через этот коридор, - уверена она. - Произойдёт сокращение товарооборота между странами. Убытки понесут бизнес и перевозчики, а многие занятые в логистике потеряют работу". Также она допустила временные перебои с доставкой некоторых видов грузов. По её мнению, перевозчикам пока остается один выход - искать альтернативные маршруты. Эксперт предположила, что транзит может осуществляться по более длинному маршруту - через Литву. Панина заключила: "Лишние километры пути - это рост издержек, затрагивающий все логистические цепочки. В конце концов, пострадают потребители".
Как отметил Суздальцев, закрытие погранпереходов станет ответом на введенный Беларусью в июле 2022 года безвизовый режим для поляков. "В основном, этим пользовались те поляки, которые желали купить дешевые белорусские товары. Это создавало дополнительный спрос на них", - констатировал эксперт.