Как рассказала директор музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко, эти троллейбусы, рассчитанные на 122 пассажира, выпускались с 1959 по 1972 год на заводе имени Урицкого в Энгельсе Саратовской области. И до конца 70-х были основными в советских городах. С конвейера успели выйти больше 16 тысяч машин, но до наших дней дожили лишь единицы.
В их числе и столичный экспонат. Правда, сначала он девять лет отъездил по центру города, в конце 80-х был переоборудован под агитационную машину "Безопасность движения", а затем в учебный троллейбус. Закончив трудовую биографию в 1993 году, стал последним в Москве эксплуатируемым троллейбусом этой модели. И вот спустя 30 лет он снова готов вернуться на улицы столицы.
Пока же он находится в фондохранилище музея транспорта, куда его привезли из Иванова. Там его полтора года реставрировала компания, выигравшая конкурс. По словам руководителя службы учета и хранения музея транспорта Москвы Вячеслава Курицына, троллейбус был не в самом лучшем состоянии: крыша почти вся прогнила, а кожа в салоне оказалась сильно изношенной. Тем не менее все удалось восстановить.
Большую часть времени, говорит Курицын, мастера искали родные материалы и детали, часть из них изготовили самостоятельно по сохранившимся техническим книгам и чертежам. Например, около четырех месяцев ушло на поиски оригинальной эмблемы. Ее отыскали у одного из столичных коллекционеров.
Уже известно, что ретротроллейбус будет колесить по музейному маршруту от площади Трех вокзалов мимо станции метро "Красносельская", через Нижнюю Красносельскую улицу, Елоховскую площадь с Богоявленским собором, Новорязанскую улицу и гараж Мельникова, где в конце 2024 года откроется постоянная экспозиция музея транспорта Москвы, а затем обратно вдоль Казанского вокзала к станции "Комсомольская".
Музей транспорта отреставрировал и показал советский троллейбус ЗИУ-5ДОдин круг займет около 20 минут. "Ночевать" исторический троллейбус будет в Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе, а за руль машины посадят водителей "Мосгортранса". В нем можно будет не только послушать экскурсию, но и проехаться по своим делам, то есть как в обычном транспорте, оплатив проезд картой "Тройка".
По словам Бондаренко, на маршруте "Т" ретротроллейбус, скорее всего, будет работать несколько раз в месяц - по выходным дням. А ежедневно собираются курсировать три относительно современные машины, которые трудились до последнего, пока их не заменили электробусы.