14.02.2023 17:51
Экономика

Рекламу лекарств по телевидению предлагается запретить

Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №33 (8978)
Госдума начала сбор отзывов на законопроект, предлагающий резко ограничить рекламу лекарств. Мы больше не сможем узнать про чудодейственное средство от кашля или таблетку для пришедшей в негодность простаты, включив обычную программу новостей или решающий футбольный матч. Такая реклама станет возможной только на специализированных телеканалах. Если, конечно, предложение пройдет...
Пичкать рекламой лекарств нас смогут только специализированные телеканалы. При участии докторов. / Roman_Gorielov / istock
Читать на сайте RG.RU

С инициативой выступила группа сенаторов и депутатов Госдумы. Они подчеркнули, что речь идет о лекарствах, продающихся без рецепта. Если для микстуры нужен рецепт, ее и так нельзя рекламировать на массовых каналах. Но если лекарство находится в широком доступе, то зачастую по всем каналам страны нам трубят о его волшебном эффекте. И надо крепко верить в свое здоровье, чтобы удержаться от соблазна и не купить. Но если здоровье дает повод в нем сомневаться, то, подчеркивают авторы проекта, надо не телевизор слушать, а идти к докторам. Не стоит верить тем, кто охотится за нашими кошельками. "Фармбизнес является одним из самых прибыльных, поэтому компании имеют возможность тратить огромные средства на рекламу, заполняя ею радио и телеэфир", - говорят эксперты.

Навязчивая реклама лекарственных средств приводит к тому, продолжают авторы проекта, что человек начинает заниматься самолечением.

"Он идет и покупает в аптеке "чудодейственный" препарат, игнорируя необходимость обращения к врачу, - говорится в пояснительной записке. - При этом болезнь не диагностируется врачом в начальной стадии, когда человека можно вылечить, а приобретает необратимый характер".

Спору нет, возможно, лекарство из рекламы действительно хорошее. Но кто сказал, что вам оно нужно? Или что нужно именно это лекарство, а не какое-то другое? Задача рекламы продать вам что-то, а не вылечить вас.

"Излишнее доверие людей к рекламе в вопросах лечения свидетельствует о том, что доступность и качество медицины в нашей стране остаются на низком уровне. У человека нет возможности быстро получить квалифицированный ответ, обратившись к своему доктору, - говорится в пояснительной записке. - Опросы показывают, что только 13-20 процентов россиян посещают врача в случае болезни, а 60 процентов предпочитают самолечение. По данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение занимает пятое место по смертности, уступая травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням".

В России увеличат объем заготовки плазмы крови для производства лекарств

Поэтому предлагается убрать "целебные" ролики с массовых каналов. Законопроект вводит правило, согласно которому распространение рекламы безрецептурных лекарственных средств не допускается иначе как на специализированных телевизионных каналах и в специальных радиопрограммах с участием медицинских и фармацевтических работников. Иными словами, все должно быть серьезно и научно. Не как на рынке.

"Предлагаемый запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств для широкого круга лиц на телевизионных каналах и на радио не ограничит права потребителей на получение информации о представленных на рынке лекарственных средствах, поскольку такую информацию можно будет получить помимо специализированных телевизионных каналов и специальных радиопрограмм также в сети Интернет, иных средствах массовой информации", - полагают разработчики проекта.

По их мнению, принятие законопроекта позволит сохранить жизнь и здоровье многих россиян. Тем не менее перспективы законопроекта оценить трудно. Точно можно сказать только одно: идея вызовет споры. Тем более что вопрос уже горячо обсуждался несколько лет назад. Часть специалистов считает, что реклама лекарств хотя и допустима, но должна находиться под контролем медиков. Но кто-то не видит ничего страшного в том, что телевизор буквально пичкает нас таблетками. Мол, у человека должна быть своя голова на плечах. А фармгигантам и рекламным отделам телеканалов надо на что-то жить.

Скептики считают, что если человек решил заняться самолечением, то его ничто не остановит. Так что отсутствие рекламы, мол, наоборот, может сыграть во вред. Правда, по странному стечению обстоятельств, противники идеи по большей части имеют какое-то отношение к фармбизнесу. Или рекламе. Но как бы то ни было, возражения есть, и так просто от них не отмахнуться.

Кстати, недавно в Госдуму внесен проект поправок в КоАП, вводящий повышенные штрафы за продажу лекарств без рецептов, когда рецепт - обязательное условие.

Аптекарь, продавший таблетки без визы врача, заплатит штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Юридическое лицо, то есть аптека, где можно раздобыть препарат без рецепта, будет рисковать штрафом от 150 до 200 тысяч рублей. В документе особо оговаривается: санкции предусмотрены для тех ситуаций, когда действия нарушителей не подпадают под Уголовный кодекс. Иначе все будет намного строже.

Фарминдустрия Госдума