14.02.2023 10:44
Воронеж

Как российский бизнес использовал смену глобальных трендов

Текст:  Павел Вешаев (эксперт по финансам общественной организации "ОПОРА РОССИИ", генеральный директор финансового консалтинга FinHelp)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №32 (8977)
Минувший год был беспрецедентным по финансовым и экономическим вызовам как для всей страны, так и для российского бизнеса. Грамотный и точный анализ прошедших событий помогает реагировать на вызовы настоящего и будущего. Достаточно ли мы закалились в противостоянии с беспощадной машиной западных санкций и можем ли пройти через 2023 год более уверенно и предсказуемо?
Читать на сайте RG.RU

Российский финансовый сектор был отрезан от международной системы платежей. И если для большинства граждан эта ситуация прошла безболезненно, банковские карты "Мир" прекрасно работали и в России, и на популярных туристических направлениях типа Турции, то для бизнеса перекрытые финансовые каналы стали серьезной проблемой.

Экспортно-импортные платежи прекращались, зависали на неопределенное время, становились гораздо дороже из-за необходимости организовывать компании-прослойки в нейтральных и дружественных странах. Из-за этого многие предприятия приостановили свою работу. Зарубежные контрагенты, которые не прекратили сотрудничество с российскими компаниями, резко ужесточили финансовые условия, чтобы избежать рисков. Они заменили постоплату на предоплату, потребовали одномоментно погасить все обязательства по ранее отгруженной продукции, повысили цены по уже заключенным контрактам.

Разорвались устоявшиеся международные производственные и товарные связи. Многие товары, запчасти и комплектующие, от которых зависели важные производственные цепочки, стало невозможно привезти в Россию. Причиной был как полный запрет к ввозу в Россию товаров типа полупроводников, автомобилей, программного обеспечения, так и нежелание зарубежных партнеров отгружать продукцию в Россию. Это привело к необходимости создавать и обслуживать систему параллельного импорта, что значительно повысило расходы на логистику.

Центральный банк за счет резкого и быстрого повышения ключевой ставки ЦБ и ограничений движения иностранной валюты внутри страны быстро стабилизировал курс рубля и остановил галопирующую инфляцию. Правительство РФ разрешило параллельный импорт, отменило штрафы за нестандартные валютные операции, увеличило цены по уже заключенным госконтрактам. Все это существенно упрощало жизнь бизнесу. Министерство промышленности и торговли направило значительные средства на гранты, субсидии и льготные кредиты в наиболее уязвимые отрасли экономики.

Российские предприятия - причем не только крупные типа "Вкусно - и точка", элегантно заменившее сбежавший с рынка Макдоналдс, но и средние - сыграли не менее маневренно и точно, чем российские власти. Почти всем в течение 2022 года пришлось пройти через "зону смерти", когда выживание бизнеса в сложившихся обстоятельствах было совершенно не гарантировано.

Было два основных сценария бизнес-выживания. Первый - пройти "зону смерти" и вывести бизнес в ноль, сохранив возможность работать в будущем. Если бы владельцы поддались панике, пожадничали вкладывать личные деньги, чтобы удерживать бизнес на плаву, разрушение предприятий с крайне неприятными последствиями для региона и всей страны было бы неизбежно. Второй - преодолеть трудности и поймать значительный рост на фоне переустройства рынка с выбыванием многих игроков и открытием новых ниш. Тут был возможен кратный рост выручки, а возникающие проблемы имели другой характер: кем закрыть новые рабочие места, как эффективно управлять более масштабными бизнес-процессами.

Какие выводы из произошедшего в 2022 году нужно сделать, чтобы бизнес и экономика могли успешно функционировать в 2023-м? Прежде всего важно понимать общемировые тренды, которые наметились еще во время пандемии 2020 года. Процессы глобализации сменились установкой на локализацию.

Эта тенденция продолжает укрепляться и в финансовой, и в экономической сфере. Возникают новые экономические центры притяжения бизнес-активности (Аргентина-Бразилия, Россия - Белоруссия - Казахстан, ОАЭ, Индия). Многие государства начинают заботиться о своей независимости от доллара США и евро, валют, которые раньше безоговорочно доминировали. Транснациональные бизнес-цепочки разрываются, переформатируются на более компактные логистические и территориальные бизнес-альянсы. Для многих национальных экономик новым драйвером развития стали военные расходы.

Россия уверенно идет в фарватере мировых экономических трендов. Делает все возможное, чтобы замкнуть по максимуму производственные циклы внутри страны, отработать импортозамещение во всех ключевых точках - от продовольствия и товаров народного потребления до компьютерных программ и комплектующих сложной техники.

И надо сказать, у нас неплохо получается с новыми вызовами. К примеру, в прошлом году, несмотря на непростые экономические условия, ОЭЗ "Липецк", признанная лучшей в рейтинге инвестиционной привлекательности, привлекла семь новых инвесторов на 50 миллиардов рублей. И это лишь один из примеров.

Рублевая зона значительно укрепляется за счет взаиморасчетов в национальных валютах, минуя расчеты в долларах и евро. Все типы российского бизнеса (малый, средний, крупный) могут реализовать себя в освободившихся нишах. Гособоронзаказ не только становится мощным системообразующим фактором для достижения своих прямых целей, но и катализирует экономический рост регионов.

Воронеж