14.02.2023 12:17
СЗФО

Дорога на Русский Север должна стать межрегиональным проектом

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №32 (8977)
Хотя турпоток в Архангельской области вырос на десять процентов, дорога на Север по-прежнему требует от туристов терпения и отказа от привычных удобств. В первую очередь это касается федеральной трассы "Холмогоры" - единственной дороги, ведущей из Москвы в Архангельск. Причем чем ближе к Северу, тем в более печальном состоянии находится инфраструктура вдоль нее.
Читать на сайте RG.RU

Неслучайно в Российском союзе туриндустрии считают, что дорога на Русский Север должна стать межрегиональным проектом:

- Каждый регион готов принимать туристов, но совершенно не уделяет внимание тому, куда отправляется турист из его региона, - отметил советник президента Российского союза туриндустрии. Дмитрий Манин.

Эксперты уверены: для того чтобы придорожный сервис главной арктической трассы СЗФО стал качественным, необходимо объединить ресурсы Архангельской, Вологодской и Ярославской областей.

Эта идея заложена в проект "Дорога на Русский Север", выигравший в прошлом году конкурс "Ростуризма". Инициатором его выступила Архангельская область. А в 2023-м проект начался с экспедиции, которая прошла по основному участку федеральной трассы на территории Поморья.

Как современные технологии могут повысить безопасность на северных трассах

В автопоход длиной 550 километров отправились представители туристического сектора и культурной сферы Архангельской области. Выбор маршрута не случаен - если от Москвы до Вологды инфраструктура трассы относительно развита, то после пересечения границы с Поморьем про существование туристов иногда словно забывают.

- Экспедиция была необходима, чтобы детально понять, где нужно более активно поработать, что подтянуть, а также для того, чтобы сформировать информационный ресурс и начать "раскручивать" проект для автомобилистов, - рассказала "Российской газете" руководитель Центра развития туризма и культуры Архангельской области Екатерина Трофимова.

К примеру, после пересечения границы Архангельской области многие путешественники планируют сделать первую остановку через первые 300 километров пути в поселке Березник. Но пока придорожный сервис здесь на низком уровне: "Кормят вкусно, но столы застелены грязными клеенками. А про туалеты вообще лучше не вспоминать", - отзываются о придорожных закусочных туристы.

Сложно и автотуристам - мест, где можно остановиться на ночлег, практически нет. Тем не менее бизнес, заинтересованный развивать поселок, в Березнике существует: на предложение поучаствовать в проекте "Дорога на Русский Север" откликнулись предприниматели, готовые открыть для туристических групп современные кафе, благоустроенные туалетные комнаты и парковки. Участники экспедиции определили здесь также точки для разворачивания глемпингов и автокемпингов.

А в центре развития туризма Поморья отметили и основные барьеры, мешающие принимать гостей. К примеру, придорожный сервис вдоль федеральной трассы рассчитан в основном на стандартный трафик перевозок, тогда как "Дороге на Русский Север" необходимы предприниматели, "заточенные" именно на туристические группы. Еще один значительный минус - информационный шум. Разношерстная реклама и вывески портят атмосферу российской глубинки.

Тем временем примеры успешных туристических практик в Поморье есть - в расположенном на трассе городе Вельске инфраструктура для приема гостей развита сегодня на любой вкус и кошелек.

Для создания качественного сервиса нужно объединить ресурсы Архангельской, Вологодской и Ярославской областей

В целом же на архангельском отрезке дороги на Русский Север было выделено шесть ключевых точек. К примеру, частью туристического проекта станут старинные русские поселения, расположенные на небольшом отдалении от федеральной трассы - город Шенкурск и село Холмогоры. Войдет в проект и Антониево-Сийский монастырь, а также его окрестности. Оказалось, что система озер Сийской группы притягивает российских саперов - фанатов сплава по рекам на сап-досках. Только вот принимать их некому - отелей на этой территории нет.

А чтобы новые гостевые дома появились, в этом году в Архангельской области впервые пройдет специальный конкурс грантов для туристического бизнеса. Номинаций несколько: пляжи, национальный туристический маршрут, новый маршрут, закупка оборудования. Из федерального и регионального бюджетов на гранты выделено 83,6 миллиона рублей.

Тем временем в Архангельской области рассчитывают на подключение к проекту еще двух регионов, связанных трассой "Холмогоры":

- Нам бы хотелось, чтобы на территориях Вологодской и Ярославской областей были также выделены ключевые точки для включения в этот маршрут, - сказала Екатерина Трофимова.

Кстати

Для туристов, приезжающих в Архангельск по федеральной трассе "Холмогоры", будет разработана интернет-навигация: у дороги появится собственный раздел на официальном туристическом портале Архангельской области, а также чат-бот - с его помощью гости Поморья смогут быстро найти ответы на вопросы, возникающие во время путешествия.

СЗФО Архангельская область