Сводки о его здоровье похожи на раскачиваемые ураганным ветром качели - то хуже, то чуть лучше. Сострадание - это прекрасно, если оно не переходит в мещанский интерес: справится - не справится.
Никаких медицинских диагнозов и бессмысленных прогнозов. Попробуем о другом. Что мы знаем о человеке, второй месяц бьющемся за жизнь в "Коммунарке"?
События мчатся, порой опережая нашу утомленную память. Да, он уже сражался в "Коммунарке", а мы только видели Романа в записи в нескончаемом сериале "Ледниковый период", где он танцевал с меняющимися партнершами, приобщающимися с его безотказной помощью к фигурному катанию. И, похоже, последняя для него нынешняя серия с актрисой Валерией Ланской, дочкой тренера по фигурному катанию, была особо хороша. Он не только вытянул способную в детстве, но не дальше, начинающую фигуристку к определенным высотам мастерства, но и помог Ланской раскрыться на скользком льду.
В этом тоже Роман Костомаров. Спросите любого поварившегося в мире фигурного катания человека, кто такой Рома. И вам ответят не девять из десяти, а все десять: мужественный и отчаянный человек. Плюс обязательно добавят: "и выдающийся спортсмен".
Он из тех, о ком говорят "настоящий мужик". Пахать - так пахать. А отдыхать - так уж отдыхать. Роман не самый легкий в общении, не мяукающий котик, ластящийся к тренеру. Случались конфликты. Однажды он "послал" руководителя спортивной делегации. Бывал горяч, иногда подогрет. Извинился, его простили, ограничились условной дисквалификацией. Он доказал, что все понял. Такие срывы бывают, а если спортсмен пушистый котенок, ему никогда не стать великим.
Парень из семьи простых тружеников и без тренеров знал назубок, что за успехи придется платить кровью, потом травмами. Без боли в большом спорте никак. Невозможно выиграть медаль, не заплатив здоровьем всегда запрашиваемую большущую цену за победу. А у фигуристов ко всему этому и постоянная угроза в любой момент сломаться, выбыть надолго из строя. И когда заканчиваются большие чемпионаты мира и Европы, ночью перед утренним отъездом все мастера ледового катания, ну за редчайшим исключением, дают себе волю. Не Вальпургиева ночь, однако в определенном смысле громкий шабаш, приводящий в трепет хозяев зарубежных гостиниц, но не опытных руководителей делегаций и докторов, обязанность которых - проживать в одном отеле со спортсменами твоей команды. И в такие моменты голос Романа никогда не тонул в и без него ходуном ходившей толпе.
А затем снова ноша, невспаханное поле неосвоенных еще элементов, новых программ, без которых не удержаться в сборной. И пока в строю - эта вечная череда будет продолжаться, разрушая мускулы и нервные клетки. Если цель - золото Олимпиады, то еще страшное давление. Тренеров, на тебя вкалывающих. Спортивных организаторов, тебе предпочтение отдавших. Журналистов, по роду профессии лезущих в закрытую душу. И не всегда, далеко не всегда сложные отношения внутри команды, часть которой борется с тобою не на жизнь, а…
Плюс всегда и обязательно сложнейшие отношения с партнершей. Они еще сложнее, чем в семейной жизни. Почти 365 дней в году вместе. Не все получается, ищется виновный, а кто это, если не невольно становящийся самым близким и одновременно раздражающим человек из пары. С Екатериной Давыдовой Роман выиграл юниорское первенство мира. Надо было идти дальше, и в паре с Татьяной Навкой это "дальше" выглядело достижимым. Но не срослось, и появился новый дуэт с Анной Семенович, взявший "серебро" на чемпионате России и "пролетевший" на чемпионатах мира и Европы. Последовало воссоединение с Татьяной Навкой, и "золото", "золото", "золото" везде и всюду.
Брак с фигуристкой Оксаной Домниной выдался не безоблачным. Соединяясь, расставаясь и снова находя друг друга и временно ускользающую любовь, они превратились в семейную пару, скрепляет которую маленький Илья.
Спортивная карьера - это вам не судьба художника или поэта, только прибавляющих и прибавляющих со зрелостью. У чемпионов многое быстро исчезает, включая элементарные, однако столь необходимые средства к существованию. Надо работать, поддерживать уровень, кормить семью. И Роман нашел себя в "Ледниковом периоде", в бесконечных шоу, которые ставит и продюсирует его друг Илья Авербух. Роман не исчез, как случалось с некоторыми коллегами по сборной и пьедесталам. Телевидение, кино, где сыграно несколько ролей. И, конечно, ледовые концерты, разъезды, постоянная смена декораций.
Одно из таких испытаний Роману Сергеевичу, которому на днях исполнилось 46, выдержать было не дано. Несколько выступлений на открытых катках Подмосковья в трескучий мороз в гриппозном состоянии сломали даже мощнейшего гиганта. Наверное, понимал, что надо бы отдышаться, а твердо воспитанное чувство долга взывало, что надо, обязательно надо, ты ж никогда не подводил.
И вот случилось. Уверен, товарищи в беде не бросят. Понадобятся деньги на лечение - найдут, дав ледовый концерт в помощь Роману.
Не забудут и люди иных профессий. Помню, каким запоминающимся в 2012 году вышел предвыборный ролик Геннадия Зюганова "Фигурист рядом с великим Жоресом Алферовым" с Романом. Надо иметь смелость, чтобы сделать именно такой выбор. Сегодня по интернету гуляет высказывание Костомарова, произнесенное 24 февраля 2022-го: "Так долго терпеть западное влияние на всю ситуацию во всем мире, а сейчас с Украиной - это утопия. Россия - не терпила!". Сказано, кто поспорит, человеком мужественным, убежденным. Ему место в жизни всегда найдется.