14.02.2023 11:33
Экономика

Система быстрых платежей может вытеснить банковские карты

Текст:  Евгения Мамонова
Все больше россиян оплачивают покупки с помощью системы быстрых платежей (СБП). По данным ЦБ РФ, за минувший год наши соотечественники совершили 358 миллионов покупок на 720 миллиардов рублей с помощью СБП. Это в 26 раз больше, чем за все предыдущие годы работы системы вместе взятые.
/ Александр Кряжев/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

СБП позволяет переводить деньги между счетами различных банков по номеру телефона или с помощью банковских мобильных приложений. Комиссия за такой платеж или не взимается вовсе, или минимальная. При этом пластиковая банковская карточка не требуется, достаточно иметь при себе смартфон.

По данным ЦБ РФ, за год количество магазинов, которые предлагают своим покупателям совершить оплату с помощью СБП, удвоилось и на конец 2022 года превысило полмиллиона.

Через систему быстрых платежей проводят страховые, брокерские и другие операции, однако переводы граждан являются самой популярной операцией с долей около 30 процентов.

По данным Почта Банка, в 2022 году россияне чаще всего через СБП оплачивали покупки в супермаркетах (8 процентов от всех покупок), в магазинах одежды и аксессуаров (8 процентов), мебели и бытовых принадлежностей (6 процентов), а также услуги страховых компаний (5 процентов).

Юрист рассказал, как правильно утилизировать старые банковские карты

Примечательно, что чаще СБП пользуются женщины - в 1,6 раза чаще мужчин. При этом у сильного пола средний чек за покупку больше примерно на четверть (2184 рублей у мужчин против 1785 рублей у женщин).

"Предлагая оплату через СБП, торговые точки не только расширяют перечень вариантов оплаты для клиентов, но еще могут и сэкономить деньги на эквайринге, поэтому они заинтересованы в такой форме оплаты", - поясняет экономист Лазарь Бадалов.

В ближайшей перспективе эксперты прогнозируют увеличение доли СБП в объеме транзакций.

"Платежи через СБП будут все активнее конкурировать с традиционной оплатой картами: по нашим расчетам, их доля в общем объеме покупок картами может как минимум удвоиться до конца 2023 года. Этому будут активно способствовать дальнейшее подключение к сервису новых торговых точек, сохранение выгодных тарифов в СБП для торговых предприятий и запуск ими акций, стимулирующих покупателей платить именно таким способом", - считает начальник службы электронного бизнеса Почта Банка Михаил Бахиркин.

Финансы